Общественный опыт - источник психического развития, из него ребенок через посред-ника (взрослого) получает материал для фор¬мирования психических качеств и свойств личности. Взрослый чело¬век сам использует общественный опыт с целью самосовершен-ство¬вания. Социальные условия и возраст. Возрастные этапы психического развития нетождест-венны биологическому развитию. Они имеют историческое происхождение. Конечно, детство, понимаемое в смысле физического развития человека, времени, необходимого для его рос¬та, представляет собой естественное, природное явление. Но дли¬тельность пе-риода детства, когда ребенок не участвует в обществен¬ном труде, а только готовится к такому участию, и формы, которые принимает эта подготовка, зависят от общественно-исторических условий. Данные о том, как проходит детство у народов, стоящих на разных ступенях общест-венного развития, показывают, что чем ниже эта сту¬пень, тем раньше включается подрас-тающий человек во взрослые виды труда. В условиях примитивной культуры дети бук-вально с момента, когда начинают ходить, трудятся вместе со взрослыми. Детство в том виде, как мы его знаем, появилось только тогда, когда труд взрослых стал недоступен для ребенка, начал требовать большой предварительной подготовки. Оно и было выделено человечеством как период подготовки к жизни, к взрослой деятельности, в течение кото-рого ребенок должен приобрести необходимые знания, умения, психические качества и свойства личности. И каждый возрастной этап призван сыграть в этой подготовке свою особую роль. Роль школы состоит в том, чтобы дать ребенку знания и умения, необходи-мые для разных видов конкретной человеческой деятельно¬сти (работы на разных участках общественного производства, нау¬ки, культуры), и развить соответствующие психические качества. Значение периода от рождения до поступления в школу заключается в подготовке более общих, исходных человеческих знаний и умений, психических качеств и свойств личности, которые нужны каждому человеку для жизни в обществе. К ним относятся овладение речью, употребление предметов обихода, развитие ориентировки в про¬странстве и времени, развитие человеческих форм восприятия, мыш-ления, воображения и т.д., формирование основ взаимоотношений с другими людьми, первоначальное приобщение к произведениям литературы и искусства. В соответствии с этими задачами и возможностями каждой возрас¬тной группы общест-во отводит детям определенное место среди дру¬гих людей, вырабатывает систему требо-ваний к ним, круг их прав и обязанностей. Естественно, что по мере роста возможностей детей эти права и обязанности становятся более серьезными, в частности повы¬шаются от-водимые ребенку степень самостоятельности и степень от¬ветственности за свои поступки. Взрослые организуют жизнь детей, строят воспитание в соответст¬вии с тем местом, ко-торое отведено ребенку обществом. Общество определяет представления взрослых о том, что можно требовать и ожидать от ребенка на каждом возрастном этапе. Отношение ребенка к окружающему миру, круг его обязанностей и интересов опреде-ляются, в свою очередь, занимаемым им местом сре¬ди других людей, системой требова-ний, ожиданий и воздействий со стороны взрослых. Если для младенца характерна по-требность в по¬стоянном эмоциональном общении со взрослым, то это объясняется тем, что вся жизнь малыша целиком определяется взрослым, причем определяется не каким-либо косвенным, а самым прямым и непосред¬ственным путем: здесь осуществляется поч-ти непрерывный физиче¬ский контакт, когда взрослый пеленает ребенка, кормит его, дает ему игрушку, поддерживает при первых попытках ходить и т.п. Возникающая в раннем детстве потребность в сотрудничестве со взрослым, интерес к ближайшему предметному окружению связаны с тем, что, учитывая возрастающие воз-можности ребенка, взрослые изменяют характер общения с ним, переходят к общению по поводу тех или иных предметов и действий. От ребенка начинают требовать известной самостоятельности в обслуживании себя, что невозможно без усвоения способов употреб-ления предметов. Возникшие потребности приобщиться к действиям и взаимоот¬ношениям взрослых лю-дей, выход интересов за пределы непосредст¬венного окружения и вместе с тем их направ-ленность на сам процесс деятельности (а не на ее результат) - черты, которые отличают до¬школьника и находят выражение в сюжетно-ролевой игре. Эти чер¬ты отражают двойст-венность места, занимаемого детьми дошколь¬ного возраста среди других людей. С одной стороны, от ребенка начинают ожидать понимания человеческих поступков, различения добра и зла, сознательного выполнения правил поведения. С другой стороны, все жизнен-ные потребности ребенка удовлетворяются взрослыми, серьезных обязанностей он не не-сет, к результатам его действий взрослые не предъявляют сколько-нибудь значительных требований. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Ме¬няется сфера прило-жения психической активности - игру сменяет уче¬ние. С первого дня в школе к ученику предъявляют новые требования, соответствующие учебной деятельности. Согласно этим требованиям вчерашний дошкольник должен быть организованным, преуспеваю¬щим в усвоении знаний; он должен освоить права и обязанности, со¬ответствующие новому по-ложению в обществе. Отличительная особенность положения школьника состоит в том, что его учеба являет-ся обязательной, общественно значимой деятель¬ностью. За нее ученик должен нести от-ветственность перед учителем, семьей, самим собой. Жизнь ученика подчинена системе одинаковых для всех школьников правил, основным из которых становится при-обретение знаний, которые он должен усвоить впрок, для будущего. Современные условия жизни - в обстановке социально-экономи¬ческого кризиса - соз-дали новые проблемы: 1) экономические, кото¬рые на уровне школьников выступают в качестве проблемы «Дети и деньги»; 2) мировоззренческие - выбор позиций в отношении к рели¬гии, которые на уровне детского и подросткового возраста выступа¬ют в качестве проблемы «Дети и религия»; 3) нравственные - неста¬бильность правовых и моральных критериев, которые на уровне под¬росткового и юношеского возраста выступают в качест-ве проблем «Дети и СПИД», «Ранняя беременность» и др. Социальные условия определяют также и ценностные ориентации, род занятий и эмо-циональное самочувствие взрослых. Закономерности развития. Поскольку этапы психического разви¬тия имеют в основном социальную историческую природу, они не могут быть неизменными. Те этапы, которые перечислены выше, отражают условия жизни детей в современном обществе. Их прохо-дят в той или иной форме все дети цивилизованных стран. Однако возрастные границы каждого этапа, время наступления критических периодов могут существенно варьироваться в зависимости от обы¬чаев, традиций воспитания детей, особенностей системы образова¬ния каждой страны. Те основные психологические черты, которые объединяют детей, находящихся на од-ном возрастном этапе психического развития, до известной степени определяют и более частные их психические осо¬бенности. Это позволяет говорить, например, о типичных для ре¬бенка раннего возраста, или дошкольника, или младшего школьни¬ка особенностях вни-мания, восприятия, мышления, воображения, чувств, волевого управления поведением. Однако такие особенности могут быть изменены, перестроены при изменении обучения детей. Психические качества не возникают сами собой, они формируются в ходе воспитания и обучения, опирающегося на деятельность ребен¬ка. Поэтому дать общую характеристику ребенка определенного воз¬раста невозможно, не учитывая условий его воспитания и обу-чения. Дети, находящиеся на разных этапах психического развития, разли¬чаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных пси¬хических качеств при известных условиях воспитания и обучения. Психологическая характеристика возраста состоит прежде всего в выявлении тех психических качеств, которые в этом возрасте можно и нужно выработать у ребенка, используя имеющиеся потребности, интересы и виды деятельности. Выяснившиеся возможности умственного развития ребенка побуж¬дают некоторых психологов, педагогов и родителей искусственно ускорять умственное развитие, стре-миться к усиленному формирова¬нию у ребенка таких видов мышления, которые более характерны для школьников. Например, делаются попытки научить детей решать мысли-тельные задачи путем отвлеченных словесных рассуждений. Однако такой путь неверен, так как он не учитывает особенностей дошкольного этапа психического развития ребенка с характерными для него интересами и видами деятельности. Не учитывает он и сензи-тивность дошкольников по отношению к обучающим воздействиям, направленным на развитие образного, а не отвлеченного мышления. Основная задача обучения на каждом возрастном этапе психического развития заключается не в ускорении этого развития, а в его обогаще¬нии, в максимальном использовании тех возможностей, которые дает именно этот этап. Выделение этапов психического развития основано на внешних ус¬ловиях и внутренних закономерностях самого этого развития и со¬ставляет психологическую возрастную периодизацию. §3. ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ И РАЗВИТИЕ Бытие общественных отношений отражается на личности, как из¬вестно, через присвое-ние человеком общественно значимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок. При этом и по¬требности, и мотивы каждой личности несут в себе общественно-исто¬рические ориентации той культуры, в которой развивается и действует данный человек. Это означает, что человеческое существо может под¬няться в своем развитии до уровня личности только в условиях соци¬ального окружения, через взаимодействие с этим окружением и при¬своение того духовного опыта, который накоплен человечеством. Чело¬век постепенно в процессе онтогенетического развития формирует свою собственную внутреннюю позицию через систему личностных смыслов. Система личностных смыслов. Психология выделила ряд условий, которые опреде-ляют основные закономерности психического разви¬тия личности. Исходным в каждой личности является уровень психи¬ческого развития; сюда можно отнести умственное раз-витие и способ¬ность к самостоятельному построению ценностных ориентации, к выбору линии поведения, позволяющей отстаивать эти ориентации. Индивидуальное бытие личности формируется через внутрен¬нюю позицию, становле-ние личностных смыслов, на основе чего человек строит свое мировоззрение, через со-держательную сторону самосознания. Система личностных смыслов каждого человека определяет инди¬видуальные варианты его ценностных ориентации. Человек с первых лет жизни усваивает и создает ценностные ориентации, которые фор¬мируют его жизненный опыт. Эти ценностные ориентации он проеци¬рует на свое будущее. Именно поэтому столь индивидуальны ценностно-ориентационные позиции людей. Современное общество поднялось на ту ступень развития, на кото¬рой осознается цен-ность личностного начала в человеке, высоко оце¬нивается всестороннее развитие лично-сти. А. Н. Леонтьев указывал, что личность - это особое качество, ко¬торое индивид приоб-ретает в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в кото-рые индивид вовлекается65. Удовлетворение человеком предметно-вещественных потреб-ностей приводит к низведению их лишь до уровня условий, а не внутренних источников развития личности: личность не может развиваться в рам¬ках потребностей, ее развитие предполагает смещение потребностей на созидание, которое не знает границ. Этот вывод имеет принципи¬альное значение. Психологи, разрабатывающие теорию личности, считают, что че¬ловек как личность представляет собой относительно устойчивую психологическую систему. Согласно Л. И. Божович, психологически зрелой личностью является человек, способный руководство-ваться сознательно поставленными целями, что определяет активный харак¬тер его пове-дения. Эта способность обусловлена развитием трех сто¬рон личности: рациональной, во-левой, эмоциональной66. Для целостной, гармоничной личности, несомненно, важна спо¬собность не только к сознательному самоуправлению, но и к форми¬рованию мотивирующих систем. Личность не может характеризовать¬ся развитием какой-либо одной стороны - рациональной, воле-вой или эмоциональной. Личность - это некая нерасторжимая целостность всех ее сторон. В. В. Давыдов правомерно указывал, что социально-психологи¬ческая зрелость лично-сти определяется не столько процессами орга¬нического роста, сколько реальным местом индивида в обществе. Он утверждает, что в современной возрастной психологии вопрос надо ставить следующим образом: «Как сформировать целостную челове¬ческую лич-ность, как помочь ей, по выражению Ф. М. Достоевского, «выделиться», как придать об-разовательно-воспитательному процес¬су наиболее точное, социально оправданное на-правление»67. Безусловно, этот процесс должен строиться таким образом, что¬бы каждый ребенок по-лучил шанс стать настоящей полноценной, всесторонне развитой личностью. Чтобы ребе-нок стал личностью, надо сформировать у него потребность быть личностью. Об этом пи-сал Э. В. Ильенков: «Хотите, чтобы человек стал личностью? То¬гда поставьте его с самого начала - с детства - в такие взаимоотно¬шения с другим человеком (со всеми другими людьми), внутри кото¬рых он не только мог бы, но и вынужден был бы стать личностью... Именно всестороннее, гармоничное (а не уродливо-однобокое) раз¬витие ка-ждого человека и является главным условием рождения личности, умеющей самостоятельно определять пути своей жизни, свое место в ней, свое дело, интересное и важное для всех, в том чис¬ле и для него самого»68. Всестороннее развитие личности не исключает бесконфликтности самой личности. Мотивация и сознание личности определяют особен¬ности ее развития на всех этапах онтогенеза, где неизбежно возникают единство и борьба противоположностей в самосознании личности и ее эмоционально-аффективных и рациональных проявлениях69. На современном этапе культурно-исторического развития общест¬ва в результате выде-ления особого «фактора места» в системе общест¬венных отношений по-особому опреде-ляется развитие детей дошколь¬ного возраста. Вся система дошкольного воспитания на-правлена на то, чтобы организовать эффективное «присвоение» ребенком духов¬ной куль-туры, созданной человечеством, сформировать у него полез¬ную для общества иерархию мотивов поведения, развить ее сознание и самосознание. Что касается личности ребенка, находящейся в процессе разви¬тия, то применительно к ней мы говорим лишь о формировании предпосылок, необходимых для достижения все-стороннего развития. Предпосылки на каждой ступени психического развития создают личностные образования, которые имеют непреходящее значение, определяющее даль-нейшее развитие личности. Нам представляется очевидным, что развитие человека идет в направлении совершенст¬вования личностных качеств, обеспечивающих возможность ус-пеш¬ного развития индивидуальности личности и одновременно в на¬правлении развития личностных качеств, обеспечивающих возмож¬ность существования личности как единицы общества, как члена коллектива. Стать человеком - значит научиться проявлять себя по отношению к другим людям, как подобает человеку. Когда мы говорим о «при¬своении» материальной и духовной культу-ры, созданной человечест¬вом, мы имеем в виду не только усвоение человеком умения правиль¬но употреблять предметы, созданные трудом людей, успешно общать¬ся с другими людьми, но и развитие его познавательной деятельности, сознания, самосознания и моти-вов поведения. Мы имеем в виду раз¬витие личности как активного, своеобразного, инди-видуального бы¬тия общественных отношений. При этом важно выявить позитивные дос-тижения и негативные образования, которые возникают на разных этапах онтогенеза, научиться управлять развитием личности ребенка, понимая закономерности этого развития. Развитие личности определяется не только врожденными особен¬ностями (если речь идет о здоровой психике), не только социальными условиями, но и внутренней позицией - складывающимся уже у мало¬го ребенка определенным отношением к миру людей, к миру вещей и к самому себе. Указанные предпосылки и условия психического разви¬тия глубинно взаимодействуют друг с другом, определяя внутреннюю позицию человека по отношению к себе самому и окружающим лю¬дям. Но это не значит, что, сложившись на данном уровне развития, эта позиция не поддается воздействию извне на следующих эта-пах формирования личности70. На первом этапе происходит стихийное, не направляемое самосоз¬нанием формирова-ние личности. Это период подготовки рождения сознающей себя личности, когда у ребенка появляются в явных фор¬мах полимотивированность и соподчиненность его действий. Начало развития личности обусловлено следующими событиями в жизни ре-бенка. В первую очередь он выделяет себя как персону (это происхо¬дит на протяжении всего раннего и дошкольного возраста), как носи¬теля определенного имени (имя собственное, местоимение «Я» и опре¬деленный физический облик). Психологически «Я-образ» формирует¬ся с эмоционального (положительного или отрицательного) отношения к людям и с изъявления своей воли («Я хочу», «Я сам»), которая выступает как конкретная потребность ребенка. Очень скоро начина¬ет проявляться притязание на признание (имеющее как позитивное направление, так и негативное). В то же время у ребенка формируется чувство половой принадлежности, что также определяет особенности развития личности. Далее, у ребенка возникает ощущение себя во времени, у него появляется психологическое прошлое, настоящее и будущее, он по-новому начинает относиться к самому себе - для него открывается перспектива его собственного развития. Важнейшее зна¬чение для формирования личности ребенка имеет понимание того, что человек среди людей должен иметь обязанности и права. Таким образом, самосознание представляет собой ценностные ориентации, образую-щие систему личностных смыслов, которые со¬ставляют индивидуальное бытие личности. Система личностных смы¬слов организуется в структуру самосознания, представляющую един¬ство развивающихся по определенным закономерностям звеньев. Структуру самосознания личности формируют идентификация с телом, именем собст-венным (ценностное отношение к телу и имени); самооценка, выраженная в контексте притязания на признание; пред¬ставление себя как представителя определенного пола (по-ловая иден¬тификация); представление себя в аспекте психологического времени (индиви-дуальное прошлое, настоящее и будущее); оценка себя в рам¬ках социального пространст-ва личности (права и обязанности в кон¬тексте конкретной культуры). Структурные звенья самосознания наполняются знаками, возник¬шими в процессе исторически обусловленной реальности существова¬ния человека. Системы знаков культуры, к которой принадлежит че¬ловек, являются условием его развития и «движения» внутри этой системы. Каждый человек по-своему присваивает значения и смыслы культурных знаков. Поэтому в сознании каждого человека представ¬лены объективно-субъективные реальности предметного мира, образ¬но-знаковых систем, природы, социального пространства. Именно эта индивидуализация значений и смыслов культурных знаков делает каждого человека неповторимым, уникальным индиви¬дом. Отсюда естественным образом вытека-ет необходимость присвое¬ния наибольшего объема культуры: парадоксальная представ-ленность общечеловеческого в индивиде - чем больший объем культурных еди¬ниц пред-ставлен в самосознании отдельного человека, тем больше индивидуальных трансформа-ций значений и смыслов социальных знаков, тем богаче индивидуальность человека. Конечно, здесь можно говорить лишь о возможной корреляции между объемом при-своения и индивидуализацией человека. Безуслов¬но, существует множество разнообраз-ных условий и предпосылок, со¬ставляющих возможность индивидуализации человека.
|