Возмещение, ко¬торое нападающий должен был заплатить пострадавшему, было про-порционально не только материальному, но и моральному ущербу: рана (даже тяжелая), нанесенная острой частью меча, влечет за собой меньшую виру (штраф, возмещение), чем не столь опасные удары не¬обнаженным оружием или рукояткой меча, чашей на пиру или тыль¬ной стороной кулака. Как пишет Ю. М. Лотман: «Происходит фор¬мирование морали воинского сословия, и вырабатывается понятие чести. Рана, нанесенная острой (боевой) частью холодного оружия, болезненная, но не бесчестит. Более того, она даже почетна, посколь¬ку бьются только с равным. Не случайно в быту западноевропейского рыцарства посвящение, т.е. превращение «низшего» в «высшее», тре¬бовало реального, а впоследствие знакового удара мечом. Тот, кто признавался достойным раны (позже - знакового удара), одновремен¬но признавался и социально равным. Удар же необ-наженным мечом, рукояткой, палкой - вообще не оружием - бесчестит, поскольку так бьют раба»29. Вспомним, что наряду с физической расправой над участниками дворянского декабрь-ского движения 1825 г. (через повешение) многие дворяне претерпели испытание позор-ной символической (граждан¬ской) казнью, когда над их головами надламывался меч, по-сле чего их ссылали на каторгу и поселение. Н. Г. Чернышевский также перенес унизительный обряд граж¬данской казни 19 мая 1864 г., после чего был отправлен на каторгу в Кадаю. Оружие во всей многосторонности его использования как символа, включенного в систему мировоззрения определенной культуры, пока¬зывает, сколь сложна знаковая система культуры. Знаки-символы конкретной культуры имеют материальное выра¬жение в предметах, языке и т.д. Знаки всегда имеют соответствующее времени значение и служат средст-вом передачи глубинных культурных смыслов. Знаки-символы так же, как и икониче-ские знаки, составляют материю искусства. Классификация знаков на знаки-копии и знаки-символы достаточ¬но условна. Эти знаки во многих случаях обладают достаточно выра¬женной обратимостью. Так, знаки-копии могут обрести значение зна¬ка-символа - статуя Родины-матери в Волгограде, в Киеве, статуя Свободы в Нью-Йорке и др. Непросто определить специфику знаков в новой для нас, так назы¬ваемой виртуальной реальности, которая предполагает множество разнообразных «миров», представляющих собой по-новому транс¬формированные ею иконические знаки и новые символы. Условность знаков-копий и знаков-символов обнаруживает себя в контексте особых знаков, которые рассматриваются в науке как эталоны. Знаки-эталоны. В человеческой культуре существуют знаки-эталоны цвета, формы, музыкальных звуков, устной речи. Одни из этих знаков можно отнести условно к знакам-копиям (эталоны цвета, формы), другие - к знакам-символам (ноты, буквы). В то же время эти знаки подпадают под общее определение - эталоны. Эталоны имеют два значения: 1) образцовая мера, образцовый изме¬рительный прибор, служащие для воспроизведения, хранения и переда¬чи единиц каких-либо величин с наи-большей точностью (эталон мет¬ра, эталон килограмма); 2) мерило, стандарт, образец для сравнения. Особое место здесь занимают так называемые сенсорные эталоны. Сенсорные эталоны - это наглядные представления об основ¬ных образцах внешних свойств предметов. Созданы они в процессе познавательной и трудовой деятельности че-ловечества - постепенно люди вычленили и систематизировали разные свойства предмет-ного мира с практическими, а затем и научными целями. Выделяют сенсор¬ные эталоны цвета, формы, звуков и др. В человеческой речи эталоны - это фонема, т.е. образцы звуков, рассматриваемые как средство для различения значений слов и мор¬фем (части слова: корень, суффикс или при-ставка), от которых зави¬сит смысл произносимых и слышимых слов. Каждый язык имеет свой набор фонем, отличающихся друг от друга по определенным призна¬кам. Как и дру-гие сенсорные эталоны, фонемы выделялись в языке постепенно, через мучительные по-иски средств их эталонизации. Сегодня мы можем наблюдать большую дифференциацию уже дос¬таточно освоенных человечеством эталонов. Мир знаковых систем все более и более дифференцирует при-родные и созданные человечеством (исторические) реальности. Особое значение имеет слово, способное одновременно использо¬вать несколько чувст-венных модальностей в художественном произ¬ведении или описании. Романисту, отсы-лающему читателя к цвету и звуку, к запахам и прикосновениям, обычно удается достичь большей выразительности в описании сюжета целого произведения или от¬дельного эпи-зода. Неязыковые знаки не существуют сами по себе, они входят в кон¬текст языковых зна-ков. Все виды знаков, сложившиеся в истории культу¬ры человечества, создают весьма сложную реальность образно-знаковых систем, которая для человека является вездесу-щей и всепроникающей. Именно она заполняет пространство культуры, становясь ее мате¬риальной основой, ее достоянием и одновременно условием развития психики индивидуального человека. Зна-ки становятся особыми ору¬диями психической деятельности, которые преобразуют пси-хические функции человека и определяют развитие его личности. Л. С. Выготский писал: «Изобретение и употребление знаков в ка¬честве вспомогатель-ных средств при разрешении какой-либо психоло¬гической задачи, стоящей перед челове-ком (запомнить, сравнить что-либо, сообщить, выбрать и пр.), с психологической стороны представ¬ляет в одном пункте аналогию с изобретением и употреблением ору¬дий»30. Знак изначально приобретает инструментальную функцию, его называют орудием («Язык - орудие мышления»). Однако не следует при этом стирать глубочайшее различие между предметом-орудием и знаком-орудием. Л. С. Выготский предлагал схему, изображающую отношение меж¬ду употреблением знаков и употреблением орудий: Опосредствующая деятельность Употребление Употребление орудий знаков На схеме оба вида приспособления представлены как расходящие¬ся линии опосредст-вующей деятельности. Глубинное содержание этой схемы - в принципиальном различии знака и орудия-предмета. «Существеннейшим отличием знака от орудия и основой реально¬го расхождения обеих линий является различная направленность того и другого. Орудие имеет своим назначением служить проводником воздействий человека на объект его деятельности, оно направлено вовне, оно должно вызвать те или иные изменения в объекте, оно - есть средство внешней деятельности человека, направленной на поко¬рение природы. Знак ... есть средство психологического воздействия на поведение - чужое или свое, средство внутренней деятельности, направленной на овладение самим человеком; знак направлен внутрь. Обе деятельности столь различны, что и природа применяемых средств не может быть одной и той же в обоих случаях»31. Применение знака знаменует выход за пределы органической активности, сущест¬вующей для каждой психической функции. Знаки как специфические вспомогательные средства вводят чело¬века в особую реаль-ность, определяющую перевоплощение психиче¬ской операции и расширяющую систему активности психической фун¬кции, которые благодаря языку становятся высшими. Пространство знаковой культуры превращает не только слова, но и идеи, чувства в знаки, отражающие достижения развития человече¬ства и трансформирующие значения и смыслы в исторической протя¬женности человеческой культуры. Знак, «ничего не изменяя в самом объекте психологической операции» (Л. С. Выготский), в то же время определяет изменение объекта психологической операции в самосоз¬нании человека - не только язык - орудие человека, но и человек - орудие языка. В истории человеческой культуры, человеческого духа происходит непрерывное укоренение предметного, природного и со-циального мира в контексте реальности образно-знаковых систем. Реальность образно-знаковых систем, определяя пространство чело¬веческой культуры и выступая средой обитания человека, дает ему, с одной стороны, средства психического воздействия на других людей, с другой - средства преобразования собственной психики. В свою оче¬редь, личность, отражающая условия развития и бытия в реальности образно-знаковых систем становится способной создавать и вводить новые виды знаков. Так осу-ществляется поступательное движение чело¬вечества. Реальность образно-знаковых систем выступает как условие психического развития и бытия человека на всех его возрастных этапах. 3. Природная реальность. Природная реальность во всех своих ипо¬стасях в сознании человека входит в реальность предметного мира и в реальность образно-знаковых систем культуры. Мы знаем, что человек вышел из природы и в той мере, в какой он может восстановить свой исторический путь, он в «поте лица» добывал себе пищу из плодов природы, созда-вал орудия из материи при¬роды и, воздействуя на природу, создавал новый мир вещей, доселе не существующий на Земле, - рукотворный мир. Природная реальность для человека всегда была условием и ис¬точником его жизни и жизнедеятельности. Человек ввел саму природу и ее элементы в содержание реальности созданной им образно-знако¬вой системы и сформировал отношение к ней как к источнику жизни, условию развития, познания и поэзии. Природа представлена в сознании обыденного человека как нечто неизменно живое, воспроизводящее и дарующее - как источник жизни. В ежегодных циклах растения прино-сили плоды, семена, коренья, а жи¬вотные давали приплод, реки - рыбу. Природа давала материалы для жилища, одежды; ее недра, реки и солнце- материю для тепловой энергии. Человек упражнял свой интеллект на том, чтобы все больше, все эффективнее, с его точки зрения, брать и брать у природы. В результате развития огромной человеческой цивилизации при¬родные условия суще-ствования человека претерпевают кардинальные изменения. Несколько десятков лет эко-логи серьезно предупреждают: возникла проблема нарушения экологического равновесия на нашей планете. Эти нарушения, накапливаясь исподволь, незаметно, как следствие, казалось бы, экономически оправданных хозяйственных акций человека, в ближайшем будущем грозят катастрофой. Напря¬жение экологического кризиса возрастает также из-за увеличения численности людей. По оценкам ООН, к 2025 г. в мире будет насчи¬тываться 93 города с населением более 5 млн. человек (в 1985 г.- 34 города с населением свыше 5 млн. человек). Такие поселения опреде¬ляют особые условия формирования человека - оторванный от есте¬ственной природы, он явно урбанизируется, его отношение к природе становится все более отчужденным. Эта отчужденность содействует тому, что человек постоянно «наращивает» свое воздействие на при¬роду, преследует, казалось бы, оправды-вающие цели: получение пи¬щи, природного сырья, работы, которая дает средства к суще-ствова¬нию. Из-за несоответствия растущей численности людей и плодородия земли уже сегодня многомиллионное население огромных территорий хронически голодает. По данным ЮНЕСКО, голодают дети многих стран. В мире половина детей в возрасте до шести лет недоедает. От сильной или частичной нехватки в рационе протеина прежде всего страдают дети трех континентов: Латинской Америки, Африки и Азии. Результатом голодания становится повышенная детская смерт¬ность. Кроме того, про-теиновый голод приводит детей к так называе¬мому общему маразму, который выражается в полной апатии и не¬подвижности ребенка, потере контакта с внешним миром. Смок - составная часть атмосферы больших городов - приводит к развитию анемии, ле-гочным заболеваниям. Аварии на атомных электростанциях приводят к нарушению функции щитовидной железы. Урбанизация приводит к сверхсильным нагрузкам на психику человека. Нарушая экологические законы, определяющие устойчивое функ¬ционирование всех звеньев биосферы, человек отчуждается от необхо¬димости учитывать эти законы и обере-гать природу. В результате - сознательно или бессознательно - проблема сохранения био-сферы переходит в категорию второстепенных. При всей разумности в отношении к теоретическому пониманию бытия человек реаль-но потребляет природу с эгоизмом ребенка. В истории человечества понятие «Земля» приобретало много зна¬чений и смыслов. Земля - планета, вращающаяся вокруг Солнца, Земля - наш мир, земной шар, на кото-ром мы живем, стихия среди других стихий (огонь, воздух, вода, земля). Тело человека именуется Землей (пра¬хом)32. Землей называется страна, занимаемое народом пространст-во, государство. Понятие «земля» идентифицируется с понятием «приро¬да». Природа - естество, все вещественное, вселенная, все мироздание, все зримое, подлежащее пяти чув-ствам, но более наш мир, Земля. В отношении с природой человек ставит себя на особое место. Обратимся к значениям и смыслам реальности природы, отражен¬ной в знаковой систе-ме человека. Это позволит нам приблизиться к пониманию отношения человека к приро-де. Человек в процессе исторического развития в своем отношении к природе постепенно переходил от приспособления к ней через прида¬ние ей антропоморфных свойств к обла-данию ею, что выражено в из¬вестном знаковом образе «Человек — царь природы». Царь всегда вер¬ховный правитель земли, народа или государства. Царь земной. В функции царя входит правление, быть царем - управлять царством. Но царь и подчиняет окружающих своему влиянию, своей воле, пове¬лению. Царь обладает неограниченной самодержавной формой правле¬ния, он владычествует над всеми. Развитие образно-знаковой системы в отношении человека к са¬мому себе постепенно ставило его во главе всего сущего. Примером может служить Библия. На последний, шестой день творения своего Бытия сотворил Бог человека по обра¬зу Своему и подобию Своему и предоставил человеку право владычествовать над всеми: «...и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею Землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по Земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте Землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею Землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по Земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей Земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющей семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям зеленым, и всем щам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по Земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травяную в пишу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма»33. Человеку предписано владычествовать. В структуре знаковых сис¬тем, образующих значения и смыслы владычествования, представлены Бог, Царь и человек вообще. Эта связь очень прочно представлена в поговорках. Царь небесный (Бог). Царь земной (монарх, правящий страной). Царь земной под Царем небесным ходит (под Богом). У царя царствующий (у Бога) много царей. Царь от Бога пристав. Без Бога свет не стоит - без царя земля не правится. Где царь, тут и правда. Книги царств, книги Ветхого завета, бытопись царей и народа Божьего - настольные книги просвещенных христиан. В России по¬шло второе тысячелетие, как образы Библии властвуют над самосоз¬нанием человека - ведь вся русская культура вышла из христианст-ва, так же как у других народов мира свои предтечи. Сама природа в сложившихся знаковых системах выражена обра¬зами трех царств: жи-вотных - растений - ископаемых. Но царь над всей природой - Человек. Во всех знаковых системах, отражающих понятия «царствовать», «царить», человек отвел себе весьма зна-чи¬тельное место, назвавшись «Homo sapiens», «Царь природы». Но сло¬во «царствовать» означает не только владычествовать, но и править, управлять своим царством. Обыденное сознание человека подхватило прежде всего значение, которое не возлагает ответственно-сти за бытие природы. Человек по отношению к природе стал источником агрес¬сии: он развил в себе три принципа отношения к природе: «взять», «пренебречь», «забыть», кото-рые демонстрируют собой полное отчу¬ждение от природы.
|