1. УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Исторически обусловленные реальности существования человека. Условием развития человека помимо реальности самой Природы яв¬ляется созданная им реальность культуры. Для понимания законо¬мерностей психического развития человека следует определить про¬странство человеческой культуры. Под культурой обычно понимают совокупность достижений обще¬ства в его матери-альном и духовном развитии, используемых общест¬вом в качестве условия развития и бытия человека в конкретный исто¬рический момент. Культура - явление коллективное, исторически обу¬словленное, сконцентрированное прежде всего в знаково-символической форме. Каждый отдельный человек входит в культуру, присваивая ее ма¬териальное и духовное воплощение в окружающем его культурно-историческом пространстве. Возрастная психология как наука, анализирующая условия разви¬тия человека на раз-ных этапах онтогенеза, требует выявления связи культурных условий и индивидуальных достижений в развитии. Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности суще-ствования человека можно классифицировать следую¬щим образом: 1) реальность пред-метного мира; 2) реальность образно-знаковых систем; 3) реальность социального про-странства; 4) при¬родная реальность. Эти реальности в каждый исторический момент име-ют свои константы и свои метаморфозы. Поэтому психологию лю¬дей определенной эпохи следует рассматривать в контексте культуры этой эпохи, в контексте значении и смыслов, придаваемых культурным реальностям в конкретный исторический момент. В то же время каждый исторический момент следует рассматривать в плане развития тех деятельностей, которые вводят человека в про¬странство современной ему культуры. Эти деятельности, с одной сто¬роны, являются компонентами и достоянием культуры, с другой - выступают условием развития человека на разных этапах онтогенеза, условием его обыденной жизни. А. Н. Леонтьев определял деятельность в узком смысле, т.е. на пси¬хологическом уров-не, как единицу «жизни, опосредованной психиче¬ским отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире»5. Деятельность рассматри¬вается в психологии как система, имеющая строение, внутренние связи и осуществляющая себя в развитии. Психология исследует деятельность конкретных людей, которая протекает в условиях существующей (заданной) культуры в двух ви¬дах: 1) «в условиях открытой коллективно-сти - среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними»; 2) «с глазу на глаз с окружающим предметным миром»6. Обратимся к более подробному обсуждению исторически обусловлен¬ных реальностей существования человека и деятельностей, определяю¬щих характер вхождения человека в эти реальности, его развитие и бытие. 1. Реальность предметного мира. Предмет или вещь7 в сознании че¬ловека есть еди-ница, часть сущего, все то, что обладает совокупно¬стью свойств, занимает объем в про-странстве и находится в отноше¬нии с другими единицами сущего. Мы будем рассматри-вать матери¬альный предметный мир, обладающий относительной независимо¬стью и ус-тойчивостью существования. В реальность предметного ми¬ра входят предметы природы и рукотворные предметы, которые чело¬век создал в процессе своего исторического развития. Но человек не только научился создавать, использовать и сохранять предметы (ору¬дия труда и предметы для иного назначения), он сформировал систему отношений к предмету. Эти отношения к предмету отражены в языке, мифологии, философии и в по-ведении человека. В языке категория «предмет» имеет специальное обозначение. В большинстве случаев в естественных языках - это существительное, часть речи, обозначающая реальность су-ществования предмета. В философии категория «предмет», «вещь» имеет свои ипостаси: «вещь в себе» и «вещь для нас». «Вещь в себе» означает существование вещи само по себе (или «в себе»). «Вещь для нас» означает вещь, какой она раскрывается в процессе познания и практиче-ской деятельности человека. В обыденном сознании людей предметы, вещи существуют априо¬ри - как данность, как явления природы и как составная часть культуры. Одновременно они существуют для человека как объекты, ко¬торые создаются и уничтожаются в процессе предметной, орудийной, трудовой деятельности самого человека. Лишь в отдельные моменты человек задумывается над кантонским вопросом о «вещи в себе» - о познаваемости вещи, о проникновении познания человека «во внут¬ренность природы»8. В практической предметной деятельности человек не сомневается в познаваемости «вещи». В трудовой деятельности, в простом манипу¬лировании он имеет дело с матери-альной сущностью предмета и по¬стоянно убеждается в наличии его свойств, поддающих-ся изменениям и познанию. Человек создает вещи и осваивает их функциональные свойства. В этом смысле Ф. Эн-гельс был прав, утверждая, что «если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что мы сами его производим, вызываем его из условий, заставля¬ем его к тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой «вещи в себе» приходит конец»9. В реальной действительности кантовская идея «вещи в себе» обо¬рачивается для чело-века не практической непознаваемостью, а психо¬логической природой человеческого са-мосознания. Вещь наряду с ее функциональными особенностями, нередко рассматривае-мыми чело¬веком с точки зрения ее потребления, в других ситуациях обретает черты само-го человека. Человеку свойственно не только отчуждение от вещи для ее использования, но и одухотворение вещи, придание ей тех свойств, которыми обладает он сам, идентифи-кация с этой вещью как родственной человеческому духу. Здесь речь идет об антропомор-физме - наделении предметов природы и рукотворных предметов человеческими свойст-вами10. Весь природный и рукотворный мир в процессе развития человече¬ства обретал антро-поморфические черты благодаря развитию в ре¬альности социального пространства необ-ходимого механизма, опре¬деляющего бытие человека среди других людей, - идентифика-ции. Антропоморфизм реализуется в мифах о происхождении солнца (солярные мифы), ме-сяца, луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы), вселенной (космогонические ми-фы) и человека (антрополо¬гические мифы). Существуют мифы о перевоплощениях одного суще¬ства в другое: о происхождении животных от людей или людей от животных. Представления о закономерных предках были широко распространены в мире. У народностей Севера, например, эти пред¬ставления присутствуют в их самосознании и сегодня. Мифы о пре¬вращении людей в животных, в растения и предметы известны много¬численным народам земного шара. Широко известны древнегреческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом дереве. Не менее из¬вестен библейский миф о превращении женщины в соляной столб. В категорию предметов, с которыми идентифицируется человек, подпадают природные и рукотворные предметы, им придается значе¬ние тотема - предмета, находящегося в сверхъестественном родстве с группой людей (родом или семьей)". Сюда могут быть отнесены рас¬тения, животные, а также неодушевленные предметы (черепа тотем¬ных животных - медведя, моржа, а также ворона, камни, части засох¬ших растений). Одушевление предметного мира - это не только удел древней куль¬туры человечества с мифологическим сознанием. Одушевление - не¬отъемлемая часть присутствия человека в мире. И сегодня в языке и в образных системах человеческого сознания мы находим оце-ночное отношение вещи, как обладающей или не обладающей душой. Суще¬ствуют пред-ставления о том, что неотчужденный труд создает «теп¬лую» вещь, в которую вложили душу, а отчужденный труд производит «холодную» вещь, вещь без души. Конечно, «одушевление» вещи совре¬менным человеком отличается от того, как это происходило в дале¬ком прошлом. Но не следует торопиться с выводами о принципиаль¬ном изменении природы человеческой психики. В различении вещей «с душой» и вещи «без души» отражена психо¬логия человека - его способность вчувствоваться, отождествлять себя с вещью и способность отчуждать-ся от нее. Человек творит вещь, восхищается ею, разделяя свою радость с другими людьми; он же раз¬рушает, уничтожает вещь, низводит ее в прах, разделяя свое отчуж-дение с соучастниками. В свою очередь, вещь представляет человека в мире: наличие опре¬деленных, престиж-ных для конкретной культуры вещей есть показа¬тель места человека среди людей; отсут-ствие вещей есть показатель низкого статуса человека. Вещь может занять место фетиша. В начале фетишами станови¬лись природные вещи, которым приписывались сверхъестественные значения. Сакрализация предметов через традиционные обряды при¬давала им те свойства, которые оберегали человека или группу людей и задавали им определенное место среди других. Так, через вещь из¬древле проис-ходило социальное регулирование отношений между людьми. В развитых обществах фе-тишами становятся продукты чело¬веческой деятельности. Собственно многие предметы могут стать фетишами: могущество государства персонифицируется золотым фон¬дом, развитостью и множественностью техники12, в частности воору¬жения, полезными иско-паемыми, водными ресурсами, экологической чистотой природы, уровнем жизни, определяемым потребительской корзиной, жильем и др. Место отдельного человека среди других людей реально определя¬ется не только его личностными качествами, но и обслуживающими его вещами, которые репрезентируют его в социальных отношениях (дом, квартира, земля и другие престижные в конкретный момент культурного развития общества вещи). Вещный, предметный мир - специфически человеческое условие бытия и развития человека в про¬цессе его жизни. Натуралистически-предметное и символическое бытие вещи. Г. Ге¬гель считал воз-можным различать натуралистически-предметное бы¬тие вещи и ее знаковую определен-ность13. Такую классификацию ра¬зумно признать правильной. Натуралистически-предметное бытие вещи представляет собой мир, созданный челове-ком для трудовой деятельности, для обустрой¬ства своей обыденной жизни - дом, место работы, отдыха и духовной жизни. История культуры - это и история вещей, которые со-провож¬дали человека в его жизни. Этнографы, археологи, исследователи культуры дают нам огромный материал развития и движения вещей в историческом процессе. Натуралистически-предметное бытие вещи, став знаком перехода человека с уровня эволюционного развития на уровень исторического развития, стало орудием, преобра-зующим природу и самого челове¬ка, - определило не только бытие человека, но и умст-венное его раз¬витие, развитие его личности. В наше время наряду с освоенным и приспособленным к человеку миром «приручен-ных предметов» появляются новые поколения ве¬щей: от микроэлементов, механизмов и элементарных предметов, уча¬ствующих непосредственно в жизнедеятельности организма человека, замещающих его природные органы, до скоростных лайнеров, косми¬ческих ра-кет, атомных электростанций, создающих совершенно иные условия жизни человека. Сегодня принято считать, что натуралистически-предметное бытие вещи развивается по своим собственным законам, которые все труд¬нее контролировать человеку. В совре-менном культурном сознании людей появилась новая идея: интенсивное приумножение предметов, развивающаяся индустрия предметного мира помимо предметов, сим-волизирующих прогресс человечества, создают поток предметов на потребу массовой культуры. Этот поток стандартизирует человека, превращая его в жертву развития пред-метного мира. Да и символы прогресса предстают в сознании многих людей как разруши-тели чело¬веческой природы. В сознании современного человека происходит мифологизация разросшегося и развив-шегося предметного мира, который становит¬ся «вещью в себе» и «вещью для себя». Од-нако предмет насилует психику человека постольку, поскольку сам человек позволяет это насилие. В то же время предметный мир, создаваемый человеком сегодня, явно взывает к психическому потенциалу человека. Побуждающая сила вещи. Натуралистически-предметное бытие вещи имеет извест-ную закономерность развития: оно не только на¬ращивает свою представленность в мире, но и изменяет предметную среду по своим функциональным характеристикам, по скоро-сти исполнительских действий предметов и по требованиям, обращен¬ным к человеку. Человек порождает новый предметный мир, который начинает ис¬пытывать на проч-ность его психофизиологию, его социальные каче¬ства. Возникают проблемы проектиро-вания системы «человек - ма¬шина» на основе принципов повышения человеческих воз-можностей, преодоления «консерватизма» человеческой психики, охраны здоро¬вья здоро-вого человека в условиях взаимодействия со сверхпредметами. Но разве первые орудия труда, которые создал человек, не предъ¬являли к нему те же требования? Разве от человека не требовалось на пределе своих умственных возможно-стей преодолевать природный консерватизм психики вопреки охраняющим его защитным рефлек¬сам? Создание нового поколения вещей и зависимость человека от их побуждающей силы - очевидная тенденция развития общества. Мифологизация предметного мира нового поколения - это под¬спудное отношение че-ловека к вещи как к «вещи в себе», как к пред¬мету, обладающему самостоятельной «внут-ренней силой»14. Современный человек несет в себе вечное свойство - способность антропоморфизиро-вать вещь, придавать ей одухотворенность. Ан¬тропоморфная вещь является источником вечного страха перед ней. И это не только дом с привидениями или домовым, это некая внутренняя сущность, которой человек наделяет вещь. Таким образом, сама психология человека переводит натуралисти¬чески-предметное бытие вещи в ее символическое бытие. Именно это символическое господство вещи над человеком определяет то, что человеческие отношения, как это показал К. Маркс, опосре-дованы известной связью: человек - вещь - человек. Указывая на господство вещей над людьми, К. Маркс особо подчеркивал господство земли над человеком: «Существует ви-димость более интимного отношения между владельцем и землей, чем узы просто вещест-венного богатства. Земельный участок индивидуализируется вместе со своим хозяином, имеет его титул... его привилегии, его юрисдикцию, его политическое положение и т.д.»15. В человеческой культуре возникают вещи, которые выступают в разных значениях и смыслах. Сюда можно отнести вещи-знаки, на¬пример знаки власти, социального статуса (корона, скипетр, трон и т.д. вниз по слоям общества); вещи-символы, которые сплачивают лю¬дей (знамена, флаги), и многое другое. Особая фетишизация вещи - отношение к деньгам. Своей наиболее яркой формы гос-подство денег достигает там, где стирается природная и общественная определенность предмета, где бумажные знаки приобретают значение фетиша и тотема. В истории человечества происходят и обратные ситуации, когда сам человек в глазах других приобретает статус «одушевленного предмета». Так, раб выступал как «одушев-ленное орудие», как «вещь для другого». И сегодня в ситуациях военных конфликтов один чело¬век в глазах другого может терять антропоморфные свойства: полное отчужде-ние от человеческой сущности приводит к разрушению иден¬тификации между людьми. При всем разнообразии понимания человеком сущности вещей, при всем многообразии отношения к вещам они - исторически обу¬словленная реальность существования человека. История человечества началась с «присвоения» и накопления ве¬щей: в первую очередь с создания и сохранения орудия, а также с пе¬редачи следующим поколениям способов из-готовления орудий и дей¬ствий с ними. Применение даже простейших ручных орудий, не говоря уже о машинах, не только увеличивает естественные силы человека, но и дает ему возможность выполнять разнооб-разные действия, которые вообще недоступны невооруженной руке. Орудия становятся как бы искусственными органами человека, которые он ставит между собой и природой. Орудия делают человека сильнее, могущественнее и свободнее. Но в то же самое время вещи, рождающиеся в человече¬ской культуре, служа человеку, облегчая его существова-ние, могут выступать и в роли фетиша, который порабощает человека. Культ вещей, опо-средующий человеческие отношения, может определять цену человека. В истории человеческого рода возникали периоды, когда отдель¬ные слои человечества, протестуя против фетишизации вещей, отри¬цали и сами вещи. Так, киники отказывались от всяких ценностей, созданных человеческим трудом и представляющих собой материаль¬ную культуру человечества (известно, что Диоген ходил в рубище и спал в бочке). Однако человек, отрицающий ценность и значимость вещного мира, по существу, попадает в зависимость от него, но с про¬тивоположной стороны в сравнении со стяжателем, алчно накапли¬вающим деньги, имущество. Мир вещей - мир человеческого духа: мир его потребностей, его чувств, его образа мышления и образа жизни. Производство и упот¬ребление вещей создало самого человека и среду его существования. С помощью орудий и других предметов, служащих обыден-ному бытию, человечество создало особый мир - вещные условия существования челове-ка. Человек, создавая вещный мир, психологически вошел в него со всеми вытекающими из этого последствиями: мир вещей - среда обитания человека - условие его бытия, сред-ство удовлетворения его потребностей и условие умственного развития и развития личности в онтогенезе. 2. Реальность образно-знаковых систем. Человечество в своей ис¬тории породило осо-бую реальность, которая развивалась вместе с предметным миром, - реальность образно-знаковых систем. Знак- любой материальный чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определенном значении и используе¬мый для хранения и передачи некото-рой идеальной информации о том, что лежит за пределами этого материального обра-зования. Знак включается в познавательную и творческую деятельность человека, в обще-ние людей. Человек создал системы знаков, которые воздействуют на внут¬реннюю психическую деятельность, определяя ее, и одновременно де¬терминируют создание новых предметов реального мира. Современные знаковые системы подразделяются на языковые и не¬языковые. Язык - система знаков, служащая средством человеческого мышле¬ния, самовыражения и общения. С помощью языка человек познает окружающий мир. Язык, выступая орудием психической деятельно¬сти, изменяет психические функции человека, развивает его рефлек¬сивные способности. Как пишет лингвист А. А. Потебня, слово - «на¬меренное изобретение и Божественное создание языка». «Слово пер¬воначально есть символ, идеал, слово сгущает мысли»16. Язык объек¬тивирует самосознание человека, формируя его в соответствии с теми значениями и смыслами, которые определяют ценностные ориентации на культуру языка, поведение, отношения между людьми, на образцы личностных качеств человека17. Каждый естественный язык складывался в истории этноса, отра¬жая путь овладения ре-альностью предметного мира, мира создавае¬мых людьми вещей, путь овладения трудовы-ми и межперсональными отношениями. Язык всегда участвует в процессе предметного воспри¬ятия, становится орудием психических функций в специфически чело¬веческой (опосредованной, знаковой) форме, выступает средством идентификации предметов, чувств, поведения и т.д.
|