Развитие возрастной психологии как науки определяется: 1) общи¬ми, значимыми для исторического момента идеями; 2) установленны¬ми и принятыми за основу закономерностями развития психики на разных этапах онтогенеза; 3) социальным заказом. Возрастная психология изучает особенности психического разви¬тия, а также феноменологию развития личности в детстве, отрочестве, юности и в период зрелости. Несмотря на все богатство фундамен¬тальных исследований, сегодня еще нет целостного описания развития психики человека на этапах его жизненного пути. В учебнике ставится задача отразить уникальность каждого воз¬растного момента, показать, как постепенно, год от года, ребенок становится человеком, способным реализовывать себя в социальных отношениях, выбирать для себя профессиональную деятельность и осуществлять в общении свои притязания на свободу, права и обязан¬ности, как он становится способным любить, быть верным другом, отстаивать свое достоинство, нести ответственность за себя и других. В то же время показательно, как в процессе своего развития ребенок и подросток обретают негативные черты, проявляют себя в противо¬стоянии другим в отчужденных и нетрадиционных формах поведения. Проникновение в глубинные тенденции развития ребенка и подрост¬ка - позитивные и негативные - задача данного учебника. В книге рассматривается противоречивая по своей сущности фено¬менология человека: с одной стороны, это тенденция к развитию и противостоящая ей тенденция к покою, с другой - соединенность в одном человека как социальной единицы и человека как уникальной личности. Эти характеристики просматриваются на всех онтогенети¬ческих этапах развития - в его бытийной жизни и в душевном строе. В основу учебника положены сложившиеся в отечественной психо¬логии подходы к проблеме психического развития. Показывается, что развитие человека обусловлено успешностью усвоения социокультур¬ного опыта; выявляется ведущая роль воспитания и обучения в психи¬ческом развитии ребенка; анализируется принципиальное значение, которое имеют в этом развитии разные виды деятельности. В учебнике проводится мысль о том, что в равные временные про¬межутки психика человека проходит различные «расстояния» в своем развитии, претерпевает различные качественные преобразования. В связи с этим по мере перехода от периода новорожденности к более старшим возрастам материал изучается все более «расчлененно» в соответствии с прогрессирующей дифференциацией психики ребенка и отрока, при этом показано усложнение самой духовной жизни. Руководящая идея при создании данного учебника состояла в том, чтобы раскрыть возрастную психологию как науку, предметом кото¬рой является целостное психическое развитие человека. Поэтому цен¬тральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанных с характеристикой самого процесса развития, обусловленного предпо¬сылками и условиями развития, а также внутренней позицией самой личности. Описанный материал, касающийся возрастных особенно¬стей, привлекается в той мере, в какой он необходим для понимания процесса развития. В книге широко обсуждаются идеи и исследования Л. С. Выготско¬го, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, А. В. Запо¬рожца, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, Л. А. Венгера, их учеников и сотрудников, учеников и сотруд¬ников автора этого учебника, а также многих других отечественных психологов и психологов из стран СНГ. Привлекаются также мате¬риалы, содержащиеся в трудах известных представителей зарубежной психологии: В. Штерна, К. Бюлера, Ж. Пиаже, К. Коффки, Э. Клапереда, 3. Фрейда, А. Валлона, Р. Заззо, Э. Эриксона, Дж. Брунера и др. В то же время, памятуя о том, что цель учебника - целостное изло¬жение психического развития человека, автор счел правильным не вдаваться в дискуссии по поводу разночтений в понимании развития психики и становления личности в современной психологии, а пред¬ложить свое понимание этого развития, включая в его описание не только результаты собственных исследований, но и те классические идеи, которые стали достоянием современной психологии и приняты автором как адекватно объясняющие развитие. Право к такому под¬ходу при написании учебника по возрастной психологии дает учеб¬ный план психолого-педагогических факультетов, который помимо множества специальных психологических курсов включает в себя курс истории психологии, в том числе курс истории возрастной психоло¬гии. Книга представляет собой авторское видение развития человека как уникального феномена на всех возрастных этапах онтогенеза. В первом разделе излагается авторское понимание условий психи¬ческого развития и бытия человека. Предлагаются описание и обсуж¬дение исторически обусловленных реальностей существования чело¬века. Обсуждаются реальности предметного мира, образно-знаковых систем, социального пространства и природная реальность как усло¬вие развития и бытия человека с первых дней его появления на свет и в течение всей жизни. Формируется понимание развития и формирования самосознания человека на всех этапах онтогенеза в контексте исторического момен¬та развития и его этнической принадлежности. Предлагается принци¬пиально новый подход к пониманию механизмов развития и бытия личности через идентификацию и обособление. Второй и третий разделы посвящаются соответственно детству и отрочеству. Здесь анализ психического развития и бытия ребенка и отрока проводится сквозь сформулированные в первом разделе общие подходы к условиям и предпосылкам развития, а также к позиции самого человека.
|