ГРУППА: Младенец СТАДИЯ РАЗВИТИЯ МОЗГА: Первоначальный кортекс ФУНКЦИЯ: Корковое противопоставление СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ: 12 месяцев. ОПИСАНИЕ: На четвертой стадии развития мануальных навыков, ребенок способен противопоставить большой палец указательному, в результате чего он может взять предметы, которые являются слишком мелкими для того, чтобы их хватать всеми пальцами (например, не кусок хлеба, а только хлебные крошки). Чтобы производить такие действия, ребенок должен развивать свое мануальное, визуальное и тактильное понимание до тех пор, пока не научится воспринимать мир тем уникальным способом, на который способен только человеческий кортекс. ЦЕЛЬ: В то время как ребенок будет использовать свою новообретенную функцию для не слишком-то важного занятия, как подбирание крошек, это не должно заслонять собой то важнейшее значение, которое имеет его способность к корковому противопоставлению. Ему еще только предстоит воспользоваться этой способностью для намного более важных дел. Один маленький мальчик по имени Том, в конце концов воспользовался этой функцией, чтобы написать Декларацию независимости, а другой маленький мальчик по имени Леонардо в конце концов развил свою функцию до такой степени, что сумел нарисовать "Джоконду". Так что это - начало больших дел. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАНУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ - СТАДИЯ IV
Скорость прохождения этой стадии развития, а также обретения всевозможного опыта и навыков, за которые отвечает первоначальный кортекс, зависит от частоты, интенсивности и продолжительности использования коркового противопоставления для совершения различных действий. Если мы предоставим ребенку максимальные возможности производить такие действия, то поспособствуем развитию его мануального интеллекта и росту тех областей мозга, которые отвечают за этот интеллект. Ваш ребенок хочет передвигаться с помощью перехвата руками
Поскольку ваше семейство уже начало пользоваться лестницей, но пока еще не подпускает к ней вашего младенца, он до предела заинтригован этим "таинственным" сооружением. "Секрет" обучения передвижению по лестнице - это наблюдение. В нашем институте с помощью перехвата руками передвигаются дети и взрослые всех возрастов. За тем, кто хуже всех пользуется лестницей, постоянно будут наблюдать и поддерживать. В принципе, тот же прием используется и в гимнастике, где это делает тренер. Чем лучше ребенок начинает передвигаться с помощью перехвата, тем быстрее отпадет необходимость в наблюдателе. Помните, что перекладины должны находиться как можно ближе друг к другу, чтобы ребенок мог дотянуться до них своими маленькими ручками. Ну а взрослые, перебираясь по такой лестнице, могут хвататься за каждую третью-четвертую перекладину. По мере того, как ребенок будет учиться раскачиваться, он тоже начнет пропускать перекладины, а не хвататься за каждую. Главный секрет этого способа передвижения состоит именно в раскачивании. Оно преодолевает инерцию и облегчает продвижение вперед. Тело, находящееся в покое, стремится сохранять это состояние до тех пор, пока не будет из него выведено. Движущееся тело стремится сохранять движение до тех пор, пока этому что-нибудь не воспрепятствует. Как правило, ваш ребенок забывает о второй части закона инерции. Почти всегда он поступает так: повиснув на первой перекладине он отчаянно пытается уцепиться за вторую, повиснув на второй, отчаянно пытается ухватиться за третью и т.д. При такой методике его тело висит мертвым грузом и только препятствует движению. Ребенок вынужден перетаскивать свое тело от перекладины к перекладине исключительно с помощью грубой силы. Умелый же гимнаст раскачивается взад-вперед, и, благодаря этому, ему удается использовать собственный момент движения и так же легко переместиться вперед. как мы это делаем при ходьбе. Поэтому на первых порах следует помогать ребенку, раскачивая его за бедра слегка придерживая, чтобы обеспечить его безопасность. Начало обучения передвижению с помощью перехвата руками
Теперь, когда вы поняли важность наблюдения и сами способны преодолеть эту лестницу (не вздыхая и не кряхтя, а даже испытывая некоторое удовольствие), настала пора приступить к обучению ребенка. Перед этим, в присутствии ребенка, несколько дней упражняйтесь на этой лестнице с другими членами семьи, при этом бурно выражайте восторг, всячески ободряя друг друга. Естественно, ребенку захочется принять участие в ваших играх. Сначала может потребоваться помощь еще одного человека. Пусть мать стоит сзади, раскачивая его за бедра, в то время как отец будет стоять спереди и в точном соответствии с ее движениями, переставлять руки ребенка с одной перекладины на другую. Благодаря этому ребенок с самого начала испытает именно те ощущения, которые соответствуют правильным действиям. Сначала вы должны его поддерживать - ему не пришлось выдерживать собственный вес. Через несколько занятий необходимость стоять спереди и переставлять руки ребенка отпадет ~ он очень быстро поймет, что от него требуется. (При этом мать, стоя сзади, должна быть готова в любой момент подхватить ребенка, если его рука сорвется с лестницы.) Кроме того, вы можете достаточно быстро уменьшать свою поддержку. Пусть с каждым разом он выдерживает все большую часть собственного веса, пока не научится висеть совершенно самостоятельно. Но и тогда следует слегка придерживать его за талию, в целях страховки. Высота лестницы должна соответствовать росту матери. Это может показаться глупым, но мы говорим это предельно четко - для того, чтобы научить ребенка передвижению с помощью перехвата руками, необходимо постоянное наличие лестницы. Если вы решите раз в неделю или раз в день пользоваться лестницей близлежащего парка, то у вас ничего не получится, даже и не планируйте это. Вашему ребенку необходимо проводить на лестнице как можно больше времени. Кроме того, обучать передвижению по ней должны родители, поскольку им ребенок доверяет больше всего на свете и именно им хочет подражать. Если вы передоверите это кому-то еще, вряд ли ваш ребенок получит большое удовольствие от этого упражнения. Если лестница слишком высока или слишком низка для матери или отца, то постоянное наблюдение может показаться пыткой. Вам придется скрючиваться или, напротив, вставать на цыпочки, чтобы поддерживать своего ребенка, и ваша помощь будет весьма неуклюжей и принесет мало пользы. Во что должен быть одет ребенок, передвигающийся по лестнице с помощью рук
Поскольку упражнение требует сноровки и координированное движений, ребенку необходима одежда, которая не сковывала бы движений. Верхняя же одежда вообще может сделать невозможным передвижение по лестнице с помощью рук. Майка или рубашка для игры в поло и длинные штаны - вот самый подходящий вариант. Если на штанах будут ременные петли или карманы, то вам будет удобнее поддерживать своего ребенка. При этом ни в коем случае не надо надевать ботинки. Ребенок должен быть босым или одет в легкие тапочки. Мало того, что ботинки будут тянуть его к земле, но они еще обязательно будут цепляться друг за друга при раскачивании. Поберегите их для пеших прогулок! Не занимайтесь передвижением по лестнице с помощью перехвата только для вашего ребенка
Не стоит начинать обучение этому упражнению, пока его не освоили все члены семьи. Немного попрактиковавшись, вы все сможете освоить это в той или иной степени. Причем, как правило, дети осваиваются с этим лучше, взрослые - хуже. Не занимайтесь передвижением по лестнице с помощью перехвата только для вашего ребенка. Он может невзлюбить это упражнение. Поскольку оно требует сознательных усилий и настоящего желания, вашему ребенку захочется заниматься этим лишь тогда, когда он понаблюдает за веселыми и регулярными упражнениями других членов семьи. При этом, в процессе обучения, вы должны испытывать подлинное удовольствие и не испытывать никаких опасений. Помните, что дети очень тонко воспринимают эти чувства. Впрочем, чего же тут опасаться? - вы просто предоставляете ребенку великолепную возможность для развития. Не забывайте хвалить его каждый раз, когда он достигнет новой перекладины. В конце концов, он этого достоин, ибо освоил весьма трудную функцию - ведь он всего лишь ребенок. Однако не простой, а супер-ребенок! Программа обучения передвижению по лестнице с помощью перехвата руками
Частота: 10 раз в день стоит отвести передвижению, 5 раз - висению. Интенсивность: Сначала вы полностью поддерживаете своего ребенка, а потом постепенно начинаете уменьшать поддержку до тех пор, пока он не научится сам выдерживать полный вес своего тела. Продолжительность: Чуть меньше того времени, когда ему станет скучно. Возможно, от 20 до 30 секунд на одно занятие. Итак, его навыки растут. Однако помимо данного упражнения, предоставьте ему как можно больше возможностей поднимать мелкие и безопасные куски пищи - например, кусочки крекера или каких-то мягких фруктов. В этом случае он не сможет подавиться. Чем больше возможностей получит ваш ребенок, тем лучше будет развито корковое противопоставление обеих рук и тем быстрее он научится поднимать мелкие куски пищи большим и указательным пальцами обеих рук одновременно. НА ДАННОМ ЭТАПЕ ЦЕЛЬ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ВАШ РЕБЕНОК ПОЛЮБИЛ ПЕРЕДВИГАТЬСЯ ПО ЛЕСТНИЦЕ С ПОМОЩЬЮ ПЕРЕХВАТА, ПОЛЬЗУЯСЬ ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКОЙ. Передвижение по всей длине лестницы должно доставлять ему удовольствие.
|