Главная  |  Работа у нас  |  Авторизация  |  Карта сайта                   
Телефоны: +7(495)727-37-20, +7(495)650-78-75, +7(495)694-30-60

google-plustwitterfacebookvkontakteodnoklassnikirssinstagramm

Подбор домашнего персонала
Няня для ребенка
Няня к грудничку
Няня медсестра
Няня-воспитатель
Логопед для ребенка
Гувернантка школьнику
Домработница в дом
Сиделка пожилому
Личный повар в семью
Семейная пара в дом
Личный и семейный водитель
 
 
Цена на услуги персонала
Сколько стоит няня?
Сколько стоит гувернантка?
Сколько стоит домработница?
Сколько стоит сиделка?
Сколько стоит повар?
Сколько стоит водитель?
Сколько стоит репетитор?
Сколько стоит логопед?
Сколько стоит семейная пара?
Часть 2
Язык развивается благодаря социальной природе человека. В свою очередь, развиваю-щийся в истории язык влияет на социальную при¬роду человека. Слову И. П. Павлов при-давал определяющее значение в регуляции поведения человека, господстве над поведени-ем. Гранди¬озная сигналистика речи выступает для человека как новый регуля¬тивный признак овладения поведением18. Слово имеет определяющее значение для мысли и для душевной жизни вообще. А. А. Потебня указывает на то, что слово «есть орган мысли и непременное условие всего позд-нейшего развития понимания мира и себя». Однако по мере использования, по мере при-обретения новых значении и смыслов слово «лишается своей конкретности и образности». Это очень важная мысль, которая подтверждается прак¬тикой движения языка. Слова не только объединяются, истощаются, но и, потеряв свои изначальные значения и смыслы, превращаются в мусор, который засоряет современный язык. Обсуждая проблему со¬циального мышления людей в их повседневной жизни, М. Мамардашвили писал о проблеме языка: «Мы живем в пространстве, в кото¬ром накоплена чудовищная масса отходов производства мысли и язы¬ка»19. Действительно, в языке как цельном явлении, как основе чело¬веческой культуры наряду со словами-знаками, выступающими в оп¬ределенных значениях и смыслах, в процессе исторического развития возникают осколки отживших и выходящих из употребления знаков. Эти «отходы» естественны для всякого живого и развивающегося явления, не только для языка. О сущности языковой реальности французский философ, социолог и этнограф Л. Леви-Брюль писал: «Представления, называемые кол¬лективными, если определить только в общих чертах, не углубляя во¬проса об их сущности, могут распознаваться по следующим призна¬кам, присущим всем членам данной социальной группы: они переда-ются в ней из поколения в поколение. Они навязываются в ней от¬дельным личностям, побуждая в них сообразно обстоятельствам чув¬ства уважения, страха, поклонения и т.д. в отношении своих объектов, они не зависят в своем бытии от отдельной личности. Это происходит не потому, что представления предполагают некий коллективный субъект, отличный от индивидов, составляющих социальную группу, а потому, что они проявляют черты, которые невозможно осмыслить и понять путем одного только рассмотрения индивида, как такового. Так, например, язык, хоть он и существует, собственно говоря, лишь в сознании личностей, которые на нем говорят, тем не менее несомнен¬ная социальная реальность, базирующаяся на совокупности коллек¬тивных представлений... Язык навязывает себя каждой из этих лично¬стей, он предшествует ей и переживает ее» (курсив мой. - В. М.)20. Это очень важное объяснение того, что сначала культура содержит в себе языковую материю системы знаков - «предшествует» отдельному человеку, а затем «язык навязывает себя» и присваивается человеком. И все-таки язык- основное условие развития психики человека. Благодаря языку и дру-гим знаковым системам человек обрел средство для умственной и духовной жизни, сред-ство глубокого рефлексивного общения. Безусловно, язык - особая реальность, в которой развивает¬ся, становится, реализуется и существует человек. Язык выступает средством культурного развития; помимо этого, он - источник форми-рования глубинных установок на ценностное отношение к окружающему миру: людям, природе, предметному миру, самому языку. Эмоционально-ценностному отношению, чувству есть множество словесных аналогов, но прежде в множестве языковых знаков заложено то, что лишь затем становится отноше¬нием конкретного человека. Язык - концентрация коллективных представлений, идентификаций и отчуждений предков человека и его современников. В онтогенезе, присваивая язык с его исторически обусловленными значениями и смыс-лами, с его отношением к явлениям культуры, во¬площенным в реальностях, определяю-щих существование человека, ребенок становится современником и носителем той куль-туры, в рам¬ках которой формируется язык. Различают языки естественные (речь, мимика и пантомимика) и искусственные (в ин-форматике, логике, математике и др.). Неязыковые системы знаков: знаки-признаки, знаки-копии, авто¬номные знаки, знаки-символы и др. Знаки-признаки - запримета, метка, отличие, отлика, все, по чему узнают что-либо. Это внешнее обнаружение чего-либо, обозначение признаком присутствия конкретного пред-мета или явления. Признак сигнализирует о предмете, явлении. Знаки-признаки со¬ставляют содержание опыта человека в жизни, являются наиболее прос¬тыми и первичными по отношению к знаковой культуре человека. В древние времена люди уже выявляли знаки-признаки, что помо¬гало им ориентиро-ваться в природных явлениях (дым - значит огонь; алая вечерняя заря - завтра ветер; мол-ния - гром). Через знаки-при¬знаки, выражаемые внешними экспрессивными проявлениями разных эмоциональных состояний, люди учились рефлексии друг у друга. Позднее они освоили более тонкие знаки-признаки. Знаки-признаки - богатейшая область человеческой культуры, ко¬торая присутствует в ней не только в сфере предметов, не только в сфере отношений человека с миром, но и в сфере языка. Знаки-копии (iconic signs- иконические знаки)- это воспроизведе¬ния, несущие в себе элементы сходства с обозначаемым. Таковы ре¬зультаты изобразительной деятельности человека - графические и живописные изображения, скульптура, фотографии, схемы, гео-графи¬ческие и астрономические карты и др. Знаки-копии воспроизводят в своей матери-альной структуре важнейшие чувственно ощутимые свойства предмета - форму, цвет, пропорции и т.д. В родовой культуре знаки-копии чаще всего изображали тотем¬ных животных - волка, медведя, оленя, лису, ворона, коня, петуха, или антропоморфных духов, идолов. Природ-ные стихии - солнце, месяц, огонь, растения, вода - также имеют свое выражение в зна-ках-копиях, используемых в ритуальных действиях, а затем ставших элементами народной изобразительной культуры (орнаменты в до¬мостроении, вышивки рушников, покрывал, одежды, а также все многообразие оберег). Отдельную самостоятельную культуру иконических знаков пред¬ставляют куклы, кото-рые таят в себе особенно глубокие возможности воздействия на психику взрослого и ре-бенка. Кукла - иконический знак человека или животного, изобретенный для обрядов (из де-рева, глины, стеблей злаковых, трав и др.). В человеческой культуре кукла имела много значений. Кукла обладала изначально свойствами живого человека как ан¬тропоморфное существо и помогала ему как посредник, принимая участие в ритуалах. Ритуальная кукла обычно красиво наряжалась. В языке остались выражения: «кукла - куклой» (о щеголеватой, но глу¬пой женщине), «куколка» (ласка, похвала). В языке есть доказательст-во возможного прежде одушевления куклы. Мы говорим «куклин» - кукле принадлежащий, даем куклам имя - знак ее исключительного положения в мире человека. Кукла, будучи изначально неодушевленной, но идентичной по ви¬ду человеку (или жи-вотному), обладала свойством присваивать чужие души, оживая за счет умертвления са-мого человека. В этом значении кукла была представителем черной силы. В русской речи осталась архаика выражения: «Хорош: перед чертом куколка». В разряд брани вошло вы-ражение «Чертова кукла!» как знак опасности. В современ¬ном фольклоре существует много сюжетов, когда кукла становится враждебно опасной человеку. Кукла занимает пространство детской игровой деятельности и на¬деляется антропо-морфными свойствами. Кукла - действующий персонаж театра кукол. Кукла - символический знак и антропоморфный субъект в кукло-терапии. Знаки-копии становились участниками сложных магических дейст¬вий, когда предпри-нимались попытки освободиться от злых чар кол¬дуна, ведьмы, демонов. В культурах мно-гих народов мира известно изготовление чучел, являющихся знаками-копиями устра-шающих существ для ритуальных их сожжений с целью освободиться от реаль¬ной опас-ности. Кукла оказывает многосоставное воздействие на пси¬хическое развитие. В процессе исторического развития человеческой культуры именно иконические знаки обрели исключительное пространство изобрази¬тельного искусства. Автономные знаки - это специфическая форма существования ин¬дивидуальных знаков, которая создается отдельным человеком (или группой людей) согласно психологическим законам творческой сози¬дательной деятельности. Автономные знаки субъективно свобод-ны от стереотипов социальных ожиданий представителей одной с созидате¬лем культуры. Каждое новое направление в искусстве рождалось пио¬нерами, открывающими для себя новое видение, новую представленность реального мира в системе новых иконических знаков и знаков-символов. Через борьбу новых значений и смыслов вложенная в но¬вые знаки система или утверждалась и принималась культурой как действительно необходи-мая, или уходила в небытие и становилась интересной разве что специалистам - предста-вителям наук, заинтере¬сованных в отслеживании истории сменяющихся знаковых сис-тем21. Знаки-символы - это знаки, обозначающие отношения народов, слоев общества или групп, утверждающие что-то. Так, гербы - отли¬чительные знаки государства, сословия, города - материально пред¬ставленные символы, изображения которых располагаются на флагах, денежных знаках, печатях и т.д. К знакам-символам относятся знаки отличия (ордена, медали), зна¬ки различия (значки, нашивки, погоны, петлицы на форменной одеж¬де, служащие для обозначения звания, рода службы или ведомства). Сюда же относятся девизы и эмблемы. К числу знаков-символов относятся и так называемые условные знаки (математические, астрономические, нотные знаки, иероглифы, корректурные знаки, фабричные знаки, фирменные знаки, знаки каче¬ства); предметы природы и рукотворные предметы, которые в контек¬сте самой культуры приобретали значение исключительного знака, отражающего мировоззрение людей, принадлежащих к социальному пространству этой культуры. Знаки-символы появились так же, как и другие знаки в родовой культуре. Тотемы, аму-леты, обереги стали знаками-символами, за¬щищающими человека от опасностей, скры-вающихся в окружающем мире. Всему природному, реально существующему человек придавал символическое значение. Присутствие знаков-символов в человеческой культуре бесчислен¬но, они создают реа-лии знакового пространства, в котором живет человек, определяют специфику психиче-ского развития человека и психологию его поведения в современном ему обществе. Одна из наиболее архаичных форм знаков - тотемы. Тотемы и по¬ныне сохранились у отдельных этнических групп не только в Африке, Латинской Америке, но и на Севере России. В культуре родовых верований особое значение имеет символиче¬ское перевоплощение человека с помощью специального символиче¬ского средства - маски. Маска - специальная накладка с изображением звериной морды, человеческого лица и т.д., надеваемая человеком. Будучи личиной, маска маскирует лицо человека, содействует созданию нового образа. Перевоплощение осуществляется не только маской, но и соот-ветст¬вующим костюмом, элементы которого предназначены «заметать следы». Каждой маске присущи только ей свойственные движения, ритм, танцы. Магия маски состоит в содействии идентификации человека с обозначаемой ею личиной. Маска может быть спо-собом одеть чужие личины и способом проявлять свои подлинные свойства. Освобождение от сдерживающего начала нормативности выража¬ется в символах чело-веческой смеховой культуры, а также в различных формах и жанрах фамильярно-площадной речи (ругательство, божба, клятва, блажь), которые также берут на себя сим-волические функции. Смех, являясь формой проявления чувств человека, выступает в отношениях людей и как знак. Как показывает исследователь смехо¬вой культуры М. М. Бахтин, смех связан «со свободой духа и свобо¬дой речи»22. Безусловно, такая свобода появляется у человека, кото¬рый может и хочет преодолеть контролирующую канонизация сло¬жившихся знаков (языковых и неязыковых). Мат в неприличной брани, ругательстве, поносных словах имеет особое значение в ре-чевой культуре. Мат несет в себе свою символику и отражает социальные запреты, кото-рые в разных слоях культуры преодолеваются площадной бранью в обыденной жизни или входят в культуру поэзии (А. И. Полежаев, А. С. Пушкин). Бесстрашное, воль¬ное и откровенное слово выступает в человеческой культуре не только в значении снижения другого, но и в значении символического осво¬бождения человеком самого себя из контекста отношений культуры социальной зависимости. Контекст мата имеет значение внутри того языка, которому он сопутствовал в истории23. Особое значение среди знаков-символов всегда имели жесты. Жесты - телодвижения, преимущественно рукой, сопровождаю¬щие или заменяющие речь, представляющие собой специфические знаки. В родовых культурах жесты использо-вались в качестве языка в ритуальных действиях и в коммуникативных целях. Ч. Дарвин объяснял большинство жестов и выражений, непроиз¬вольно употребляемых человеком, тремя принципами: 1) принцип полезных ассоциированных привычек; 2) принцип антитезы; 3) прин¬цип прямого действия нервной системы24. Помимо самих жес-тов, со¬образных с биологической природой, человечество вырабатывает социальную культуру жестов. Природные и социальные жесты чело¬века «читаются» другими людьми, представителями того же этноса, государства и социального круга. Жестовая культура весьма специфична у разных народов. Так, ку¬бинец, русский и япо-нец могут не только не понять друг друга, но и нанести моральный ущерб при попытке отрефлексировать жесты друг друга. Знаки жестов внутри одной культуры, но в разных социальных и возрастных группах также имеют свои особенности (жесты подрост¬ков25, правонарушителей, учащихся семинарии). Еще одна группа структурированных символов - татуировка. Татуировка - символические охранительные и устрашающие знаки, наносимые на лицо и тело человека путем наколов на коже и введения в них краски. Татуировки - изо-бретение родового челове¬ка26, сохраняющее свою живучесть и распространенное в разных суб¬культурах (матросы, преступная среда27 и др.). У современной моло¬дежи разных стран появилась мода на татуировки своей субкультуры. Язык татуировок имеет свои значения и смыслы. В преступной сре¬де знак татуировки показывает место преступника в его мире: знак может «поднять» и «опустить» человека, демонстрируя строго иерархизированное место в его среде. Каждая эпоха имеет свои символы, которые отражают человече¬скую идеологию, миро-воззрение как совокупность идей и взглядов, отношение людей к миру: к окружающей природе, предметному миру, друг к другу. Символы служат стабилизации или изменению общест¬венных отношений. Символы эпохи, выраженные в предметах, отражают символиче¬ские действия и психологию человека, принадлежащего этой эпохе. Так, особое значение во многих культурах имел предмет, знаменую¬щий собой доблесть, силу, храбрость воина,- меч. Ю. М. Лотман пишет: «Меч также не более чем предмет. Как вещь он может быть выкован или сломан...но ...меч символизирует свободного человека и является «знаком свободы», он уже предстает как символ и принадле¬жит культуре»28. Область культуры - всегда область символическая. Так, в разных своих воплощениях меч как символ может быть одновременно оружи¬ем и символом, но может стать только символом, когда для парадов изготовляется специальная шпага, которая исключает прак-тическое применение, фактически становясь изображением (иконическим зна¬ком) оружия. Символическая функция оружия была отражена и в древнерусском законодательстве («Русская правда»).
 

whatsApp2

 
Google