Главная  |  Работа у нас  |  Авторизация  |  Карта сайта                   
Телефоны: +7(495)727-37-20, +7(495)650-78-75, +7(495)694-30-60

google-plustwitterfacebookvkontakteodnoklassnikirssinstagramm

Подбор домашнего персонала
Няня для ребенка
Няня к грудничку
Няня медсестра
Няня-воспитатель
Логопед для ребенка
Гувернантка школьнику
Домработница в дом
Сиделка пожилому
Личный повар в семью
Семейная пара в дом
Личный и семейный водитель
 
 
Цена на услуги персонала
Сколько стоит няня?
Сколько стоит гувернантка?
Сколько стоит домработница?
Сколько стоит сиделка?
Сколько стоит повар?
Сколько стоит водитель?
Сколько стоит репетитор?
Сколько стоит логопед?
Сколько стоит семейная пара?
ГЛАВА I. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
1. УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Исторически обусловленные реальности существования человека. Условием развития человека помимо реальности самой Природы яв¬ляется созданная им реальность культуры. Для понимания законо¬мерностей психического развития человека следует определить про¬странство человеческой культуры. Под культурой обычно понимают совокупность достижений обще¬ства в его матери-альном и духовном развитии, используемых общест¬вом в качестве условия развития и бытия человека в конкретный исто¬рический момент. Культура - явление коллективное, исторически обу¬словленное, сконцентрированное прежде всего в знаково-символической форме. Каждый отдельный человек входит в культуру, присваивая ее ма¬териальное и духовное воплощение в окружающем его культурно-историческом пространстве. Возрастная психология как наука, анализирующая условия разви¬тия человека на раз-ных этапах онтогенеза, требует выявления связи культурных условий и индивидуальных достижений в развитии. Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности суще-ствования человека можно классифицировать следую¬щим образом: 1) реальность пред-метного мира; 2) реальность образно-знаковых систем; 3) реальность социального про-странства; 4) при¬родная реальность. Эти реальности в каждый исторический момент име-ют свои константы и свои метаморфозы. Поэтому психологию лю¬дей определенной эпохи следует рассматривать в контексте культуры этой эпохи, в контексте значении и смыслов, придаваемых культурным реальностям в конкретный исторический момент. В то же время каждый исторический момент следует рассматривать в плане развития тех деятельностей, которые вводят человека в про¬странство современной ему культуры. Эти деятельности, с одной сто¬роны, являются компонентами и достоянием культуры, с другой - выступают условием развития человека на разных этапах онтогенеза, условием его обыденной жизни. А. Н. Леонтьев определял деятельность в узком смысле, т.е. на пси¬хологическом уров-не, как единицу «жизни, опосредованной психиче¬ским отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире»5. Деятельность рассматри¬вается в психологии как система, имеющая строение, внутренние связи и осуществляющая себя в развитии. Психология исследует деятельность конкретных людей, которая протекает в условиях существующей (заданной) культуры в двух ви¬дах: 1) «в условиях открытой коллективно-сти - среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними»; 2) «с глазу на глаз с окружающим предметным миром»6. Обратимся к более подробному обсуждению исторически обусловлен¬ных реальностей существования человека и деятельностей, определяю¬щих характер вхождения человека в эти реальности, его развитие и бытие. 1. Реальность предметного мира. Предмет или вещь7 в сознании че¬ловека есть еди-ница, часть сущего, все то, что обладает совокупно¬стью свойств, занимает объем в про-странстве и находится в отноше¬нии с другими единицами сущего. Мы будем рассматри-вать матери¬альный предметный мир, обладающий относительной независимо¬стью и ус-тойчивостью существования. В реальность предметного ми¬ра входят предметы природы и рукотворные предметы, которые чело¬век создал в процессе своего исторического развития. Но человек не только научился создавать, использовать и сохранять предметы (ору¬дия труда и предметы для иного назначения), он сформировал систему отношений к предмету. Эти отношения к предмету отражены в языке, мифологии, философии и в по-ведении человека. В языке категория «предмет» имеет специальное обозначение. В большинстве случаев в естественных языках - это существительное, часть речи, обозначающая реальность су-ществования предмета. В философии категория «предмет», «вещь» имеет свои ипостаси: «вещь в себе» и «вещь для нас». «Вещь в себе» означает существование вещи само по себе (или «в себе»). «Вещь для нас» означает вещь, какой она раскрывается в процессе познания и практиче-ской деятельности человека. В обыденном сознании людей предметы, вещи существуют априо¬ри - как данность, как явления природы и как составная часть культуры. Одновременно они существуют для человека как объекты, ко¬торые создаются и уничтожаются в процессе предметной, орудийной, трудовой деятельности самого человека. Лишь в отдельные моменты человек задумывается над кантонским вопросом о «вещи в себе» - о познаваемости вещи, о проникновении познания человека «во внут¬ренность природы»8. В практической предметной деятельности человек не сомневается в познаваемости «вещи». В трудовой деятельности, в простом манипу¬лировании он имеет дело с матери-альной сущностью предмета и по¬стоянно убеждается в наличии его свойств, поддающих-ся изменениям и познанию. Человек создает вещи и осваивает их функциональные свойства. В этом смысле Ф. Эн-гельс был прав, утверждая, что «если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что мы сами его производим, вызываем его из условий, заставля¬ем его к тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой «вещи в себе» приходит конец»9. В реальной действительности кантовская идея «вещи в себе» обо¬рачивается для чело-века не практической непознаваемостью, а психо¬логической природой человеческого са-мосознания. Вещь наряду с ее функциональными особенностями, нередко рассматривае-мыми чело¬веком с точки зрения ее потребления, в других ситуациях обретает черты само-го человека. Человеку свойственно не только отчуждение от вещи для ее использования, но и одухотворение вещи, придание ей тех свойств, которыми обладает он сам, идентифи-кация с этой вещью как родственной человеческому духу. Здесь речь идет об антропомор-физме - наделении предметов природы и рукотворных предметов человеческими свойст-вами10. Весь природный и рукотворный мир в процессе развития человече¬ства обретал антро-поморфические черты благодаря развитию в ре¬альности социального пространства необ-ходимого механизма, опре¬деляющего бытие человека среди других людей, - идентифика-ции. Антропоморфизм реализуется в мифах о происхождении солнца (солярные мифы), ме-сяца, луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы), вселенной (космогонические ми-фы) и человека (антрополо¬гические мифы). Существуют мифы о перевоплощениях одного суще¬ства в другое: о происхождении животных от людей или людей от животных. Представления о закономерных предках были широко распространены в мире. У народностей Севера, например, эти пред¬ставления присутствуют в их самосознании и сегодня. Мифы о пре¬вращении людей в животных, в растения и предметы известны много¬численным народам земного шара. Широко известны древнегреческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом дереве. Не менее из¬вестен библейский миф о превращении женщины в соляной столб. В категорию предметов, с которыми идентифицируется человек, подпадают природные и рукотворные предметы, им придается значе¬ние тотема - предмета, находящегося в сверхъестественном родстве с группой людей (родом или семьей)". Сюда могут быть отнесены рас¬тения, животные, а также неодушевленные предметы (черепа тотем¬ных животных - медведя, моржа, а также ворона, камни, части засох¬ших растений). Одушевление предметного мира - это не только удел древней куль¬туры человечества с мифологическим сознанием. Одушевление - не¬отъемлемая часть присутствия человека в мире. И сегодня в языке и в образных системах человеческого сознания мы находим оце-ночное отношение вещи, как обладающей или не обладающей душой. Суще¬ствуют пред-ставления о том, что неотчужденный труд создает «теп¬лую» вещь, в которую вложили душу, а отчужденный труд производит «холодную» вещь, вещь без души. Конечно, «одушевление» вещи совре¬менным человеком отличается от того, как это происходило в дале¬ком прошлом. Но не следует торопиться с выводами о принципиаль¬ном изменении природы человеческой психики. В различении вещей «с душой» и вещи «без души» отражена психо¬логия человека - его способность вчувствоваться, отождествлять себя с вещью и способность отчуждать-ся от нее. Человек творит вещь, восхищается ею, разделяя свою радость с другими людьми; он же раз¬рушает, уничтожает вещь, низводит ее в прах, разделяя свое отчуж-дение с соучастниками. В свою очередь, вещь представляет человека в мире: наличие опре¬деленных, престиж-ных для конкретной культуры вещей есть показа¬тель места человека среди людей; отсут-ствие вещей есть показатель низкого статуса человека. Вещь может занять место фетиша. В начале фетишами станови¬лись природные вещи, которым приписывались сверхъестественные значения. Сакрализация предметов через традиционные обряды при¬давала им те свойства, которые оберегали человека или группу людей и задавали им определенное место среди других. Так, через вещь из¬древле проис-ходило социальное регулирование отношений между людьми. В развитых обществах фе-тишами становятся продукты чело¬веческой деятельности. Собственно многие предметы могут стать фетишами: могущество государства персонифицируется золотым фон¬дом, развитостью и множественностью техники12, в частности воору¬жения, полезными иско-паемыми, водными ресурсами, экологической чистотой природы, уровнем жизни, определяемым потребительской корзиной, жильем и др. Место отдельного человека среди других людей реально определя¬ется не только его личностными качествами, но и обслуживающими его вещами, которые репрезентируют его в социальных отношениях (дом, квартира, земля и другие престижные в конкретный момент культурного развития общества вещи). Вещный, предметный мир - специфически человеческое условие бытия и развития человека в про¬цессе его жизни. Натуралистически-предметное и символическое бытие вещи. Г. Ге¬гель считал воз-можным различать натуралистически-предметное бы¬тие вещи и ее знаковую определен-ность13. Такую классификацию ра¬зумно признать правильной. Натуралистически-предметное бытие вещи представляет собой мир, созданный челове-ком для трудовой деятельности, для обустрой¬ства своей обыденной жизни - дом, место работы, отдыха и духовной жизни. История культуры - это и история вещей, которые со-провож¬дали человека в его жизни. Этнографы, археологи, исследователи культуры дают нам огромный материал развития и движения вещей в историческом процессе. Натуралистически-предметное бытие вещи, став знаком перехода человека с уровня эволюционного развития на уровень исторического развития, стало орудием, преобра-зующим природу и самого челове¬ка, - определило не только бытие человека, но и умст-венное его раз¬витие, развитие его личности. В наше время наряду с освоенным и приспособленным к человеку миром «приручен-ных предметов» появляются новые поколения ве¬щей: от микроэлементов, механизмов и элементарных предметов, уча¬ствующих непосредственно в жизнедеятельности организма человека, замещающих его природные органы, до скоростных лайнеров, косми¬ческих ра-кет, атомных электростанций, создающих совершенно иные условия жизни человека. Сегодня принято считать, что натуралистически-предметное бытие вещи развивается по своим собственным законам, которые все труд¬нее контролировать человеку. В совре-менном культурном сознании людей появилась новая идея: интенсивное приумножение предметов, развивающаяся индустрия предметного мира помимо предметов, сим-волизирующих прогресс человечества, создают поток предметов на потребу массовой культуры. Этот поток стандартизирует человека, превращая его в жертву развития пред-метного мира. Да и символы прогресса предстают в сознании многих людей как разруши-тели чело¬веческой природы. В сознании современного человека происходит мифологизация разросшегося и развив-шегося предметного мира, который становит¬ся «вещью в себе» и «вещью для себя». Од-нако предмет насилует психику человека постольку, поскольку сам человек позволяет это насилие. В то же время предметный мир, создаваемый человеком сегодня, явно взывает к психическому потенциалу человека. Побуждающая сила вещи. Натуралистически-предметное бытие вещи имеет извест-ную закономерность развития: оно не только на¬ращивает свою представленность в мире, но и изменяет предметную среду по своим функциональным характеристикам, по скоро-сти исполнительских действий предметов и по требованиям, обращен¬ным к человеку. Человек порождает новый предметный мир, который начинает ис¬пытывать на проч-ность его психофизиологию, его социальные каче¬ства. Возникают проблемы проектиро-вания системы «человек - ма¬шина» на основе принципов повышения человеческих воз-можностей, преодоления «консерватизма» человеческой психики, охраны здоро¬вья здоро-вого человека в условиях взаимодействия со сверхпредметами. Но разве первые орудия труда, которые создал человек, не предъ¬являли к нему те же требования? Разве от человека не требовалось на пределе своих умственных возможно-стей преодолевать природный консерватизм психики вопреки охраняющим его защитным рефлек¬сам? Создание нового поколения вещей и зависимость человека от их побуждающей силы - очевидная тенденция развития общества. Мифологизация предметного мира нового поколения - это под¬спудное отношение че-ловека к вещи как к «вещи в себе», как к пред¬мету, обладающему самостоятельной «внут-ренней силой»14. Современный человек несет в себе вечное свойство - способность антропоморфизиро-вать вещь, придавать ей одухотворенность. Ан¬тропоморфная вещь является источником вечного страха перед ней. И это не только дом с привидениями или домовым, это некая внутренняя сущность, которой человек наделяет вещь. Таким образом, сама психология человека переводит натуралисти¬чески-предметное бытие вещи в ее символическое бытие. Именно это символическое господство вещи над человеком определяет то, что человеческие отношения, как это показал К. Маркс, опосре-дованы известной связью: человек - вещь - человек. Указывая на господство вещей над людьми, К. Маркс особо подчеркивал господство земли над человеком: «Существует ви-димость более интимного отношения между владельцем и землей, чем узы просто вещест-венного богатства. Земельный участок индивидуализируется вместе со своим хозяином, имеет его титул... его привилегии, его юрисдикцию, его политическое положение и т.д.»15. В человеческой культуре возникают вещи, которые выступают в разных значениях и смыслах. Сюда можно отнести вещи-знаки, на¬пример знаки власти, социального статуса (корона, скипетр, трон и т.д. вниз по слоям общества); вещи-символы, которые сплачивают лю¬дей (знамена, флаги), и многое другое. Особая фетишизация вещи - отношение к деньгам. Своей наиболее яркой формы гос-подство денег достигает там, где стирается природная и общественная определенность предмета, где бумажные знаки приобретают значение фетиша и тотема. В истории человечества происходят и обратные ситуации, когда сам человек в глазах других приобретает статус «одушевленного предмета». Так, раб выступал как «одушев-ленное орудие», как «вещь для другого». И сегодня в ситуациях военных конфликтов один чело¬век в глазах другого может терять антропоморфные свойства: полное отчужде-ние от человеческой сущности приводит к разрушению иден¬тификации между людьми. При всем разнообразии понимания человеком сущности вещей, при всем многообразии отношения к вещам они - исторически обу¬словленная реальность существования человека. История человечества началась с «присвоения» и накопления ве¬щей: в первую очередь с создания и сохранения орудия, а также с пе¬редачи следующим поколениям способов из-готовления орудий и дей¬ствий с ними. Применение даже простейших ручных орудий, не говоря уже о машинах, не только увеличивает естественные силы человека, но и дает ему возможность выполнять разнооб-разные действия, которые вообще недоступны невооруженной руке. Орудия становятся как бы искусственными органами человека, которые он ставит между собой и природой. Орудия делают человека сильнее, могущественнее и свободнее. Но в то же самое время вещи, рождающиеся в человече¬ской культуре, служа человеку, облегчая его существова-ние, могут выступать и в роли фетиша, который порабощает человека. Культ вещей, опо-средующий человеческие отношения, может определять цену человека. В истории человеческого рода возникали периоды, когда отдель¬ные слои человечества, протестуя против фетишизации вещей, отри¬цали и сами вещи. Так, киники отказывались от всяких ценностей, созданных человеческим трудом и представляющих собой материаль¬ную культуру человечества (известно, что Диоген ходил в рубище и спал в бочке). Однако человек, отрицающий ценность и значимость вещного мира, по существу, попадает в зависимость от него, но с про¬тивоположной стороны в сравнении со стяжателем, алчно накапли¬вающим деньги, имущество. Мир вещей - мир человеческого духа: мир его потребностей, его чувств, его образа мышления и образа жизни. Производство и упот¬ребление вещей создало самого человека и среду его существования. С помощью орудий и других предметов, служащих обыден-ному бытию, человечество создало особый мир - вещные условия существования челове-ка. Человек, создавая вещный мир, психологически вошел в него со всеми вытекающими из этого последствиями: мир вещей - среда обитания человека - условие его бытия, сред-ство удовлетворения его потребностей и условие умственного развития и развития личности в онтогенезе. 2. Реальность образно-знаковых систем. Человечество в своей ис¬тории породило осо-бую реальность, которая развивалась вместе с предметным миром, - реальность образно-знаковых систем. Знак- любой материальный чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определенном значении и используе¬мый для хранения и передачи некото-рой идеальной информации о том, что лежит за пределами этого материального обра-зования. Знак включается в познавательную и творческую деятельность человека, в обще-ние людей. Человек создал системы знаков, которые воздействуют на внут¬реннюю психическую деятельность, определяя ее, и одновременно де¬терминируют создание новых предметов реального мира. Современные знаковые системы подразделяются на языковые и не¬языковые. Язык - система знаков, служащая средством человеческого мышле¬ния, самовыражения и общения. С помощью языка человек познает окружающий мир. Язык, выступая орудием психической деятельно¬сти, изменяет психические функции человека, развивает его рефлек¬сивные способности. Как пишет лингвист А. А. Потебня, слово - «на¬меренное изобретение и Божественное создание языка». «Слово пер¬воначально есть символ, идеал, слово сгущает мысли»16. Язык объек¬тивирует самосознание человека, формируя его в соответствии с теми значениями и смыслами, которые определяют ценностные ориентации на культуру языка, поведение, отношения между людьми, на образцы личностных качеств человека17. Каждый естественный язык складывался в истории этноса, отра¬жая путь овладения ре-альностью предметного мира, мира создавае¬мых людьми вещей, путь овладения трудовы-ми и межперсональными отношениями. Язык всегда участвует в процессе предметного воспри¬ятия, становится орудием психических функций в специфически чело¬веческой (опосредованной, знаковой) форме, выступает средством идентификации предметов, чувств, поведения и т.д.
 

whatsApp2

 
Google