Главная  |  Работа у нас  |  Авторизация  |  Карта сайта                   
Телефоны: +7(495)727-37-20, +7(495)650-78-75, +7(495)694-30-60
Подбор домашнего персонала
Няня для ребенка
Няня к грудничку
Няня медсестра
Няня-воспитатель
Логопед для ребенка
Гувернантка школьнику
Домработница в дом
Сиделка пожилому
Личный повар в семью
Семейная пара в дом
Личный и семейный водитель
 
 
Цена на услуги персонала
Сколько стоит няня?
Сколько стоит гувернантка?
Сколько стоит домработница?
Сколько стоит сиделка?
Сколько стоит повар?
Сколько стоит водитель?
Сколько стоит репетитор?
Сколько стоит логопед?
Сколько стоит семейная пара?
Часть 7
Общественный опыт - источник психического развития, из него ребенок через посред-ника (взрослого) получает материал для фор¬мирования психических качеств и свойств личности. Взрослый чело¬век сам использует общественный опыт с целью самосовершен-ство¬вания. Социальные условия и возраст. Возрастные этапы психического развития нетождест-венны биологическому развитию. Они имеют историческое происхождение. Конечно, детство, понимаемое в смысле физического развития человека, времени, необходимого для его рос¬та, представляет собой естественное, природное явление. Но дли¬тельность пе-риода детства, когда ребенок не участвует в обществен¬ном труде, а только готовится к такому участию, и формы, которые принимает эта подготовка, зависят от общественно-исторических условий. Данные о том, как проходит детство у народов, стоящих на разных ступенях общест-венного развития, показывают, что чем ниже эта сту¬пень, тем раньше включается подрас-тающий человек во взрослые виды труда. В условиях примитивной культуры дети бук-вально с момента, когда начинают ходить, трудятся вместе со взрослыми. Детство в том виде, как мы его знаем, появилось только тогда, когда труд взрослых стал недоступен для ребенка, начал требовать большой предварительной подготовки. Оно и было выделено человечеством как период подготовки к жизни, к взрослой деятельности, в течение кото-рого ребенок должен приобрести необходимые знания, умения, психические качества и свойства личности. И каждый возрастной этап призван сыграть в этой подготовке свою особую роль. Роль школы состоит в том, чтобы дать ребенку знания и умения, необходи-мые для разных видов конкретной человеческой деятельно¬сти (работы на разных участках общественного производства, нау¬ки, культуры), и развить соответствующие психические качества. Значение периода от рождения до поступления в школу заключается в подготовке более общих, исходных человеческих знаний и умений, психических качеств и свойств личности, которые нужны каждому человеку для жизни в обществе. К ним относятся овладение речью, употребление предметов обихода, развитие ориентировки в про¬странстве и времени, развитие человеческих форм восприятия, мыш-ления, воображения и т.д., формирование основ взаимоотношений с другими людьми, первоначальное приобщение к произведениям литературы и искусства. В соответствии с этими задачами и возможностями каждой возрас¬тной группы общест-во отводит детям определенное место среди дру¬гих людей, вырабатывает систему требо-ваний к ним, круг их прав и обязанностей. Естественно, что по мере роста возможностей детей эти права и обязанности становятся более серьезными, в частности повы¬шаются от-водимые ребенку степень самостоятельности и степень от¬ветственности за свои поступки. Взрослые организуют жизнь детей, строят воспитание в соответст¬вии с тем местом, ко-торое отведено ребенку обществом. Общество определяет представления взрослых о том, что можно требовать и ожидать от ребенка на каждом возрастном этапе. Отношение ребенка к окружающему миру, круг его обязанностей и интересов опреде-ляются, в свою очередь, занимаемым им местом сре¬ди других людей, системой требова-ний, ожиданий и воздействий со стороны взрослых. Если для младенца характерна по-требность в по¬стоянном эмоциональном общении со взрослым, то это объясняется тем, что вся жизнь малыша целиком определяется взрослым, причем определяется не каким-либо косвенным, а самым прямым и непосред¬ственным путем: здесь осуществляется поч-ти непрерывный физиче¬ский контакт, когда взрослый пеленает ребенка, кормит его, дает ему игрушку, поддерживает при первых попытках ходить и т.п. Возникающая в раннем детстве потребность в сотрудничестве со взрослым, интерес к ближайшему предметному окружению связаны с тем, что, учитывая возрастающие воз-можности ребенка, взрослые изменяют характер общения с ним, переходят к общению по поводу тех или иных предметов и действий. От ребенка начинают требовать известной самостоятельности в обслуживании себя, что невозможно без усвоения способов употреб-ления предметов. Возникшие потребности приобщиться к действиям и взаимоот¬ношениям взрослых лю-дей, выход интересов за пределы непосредст¬венного окружения и вместе с тем их направ-ленность на сам процесс деятельности (а не на ее результат) - черты, которые отличают до¬школьника и находят выражение в сюжетно-ролевой игре. Эти чер¬ты отражают двойст-венность места, занимаемого детьми дошколь¬ного возраста среди других людей. С одной стороны, от ребенка начинают ожидать понимания человеческих поступков, различения добра и зла, сознательного выполнения правил поведения. С другой стороны, все жизнен-ные потребности ребенка удовлетворяются взрослыми, серьезных обязанностей он не не-сет, к результатам его действий взрослые не предъявляют сколько-нибудь значительных требований. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Ме¬няется сфера прило-жения психической активности - игру сменяет уче¬ние. С первого дня в школе к ученику предъявляют новые требования, соответствующие учебной деятельности. Согласно этим требованиям вчерашний дошкольник должен быть организованным, преуспеваю¬щим в усвоении знаний; он должен освоить права и обязанности, со¬ответствующие новому по-ложению в обществе. Отличительная особенность положения школьника состоит в том, что его учеба являет-ся обязательной, общественно значимой деятель¬ностью. За нее ученик должен нести от-ветственность перед учителем, семьей, самим собой. Жизнь ученика подчинена системе одинаковых для всех школьников правил, основным из которых становится при-обретение знаний, которые он должен усвоить впрок, для будущего. Современные условия жизни - в обстановке социально-экономи¬ческого кризиса - соз-дали новые проблемы: 1) экономические, кото¬рые на уровне школьников выступают в качестве проблемы «Дети и деньги»; 2) мировоззренческие - выбор позиций в отношении к рели¬гии, которые на уровне детского и подросткового возраста выступа¬ют в качестве проблемы «Дети и религия»; 3) нравственные - неста¬бильность правовых и моральных критериев, которые на уровне под¬росткового и юношеского возраста выступают в качест-ве проблем «Дети и СПИД», «Ранняя беременность» и др. Социальные условия определяют также и ценностные ориентации, род занятий и эмо-циональное самочувствие взрослых. Закономерности развития. Поскольку этапы психического разви¬тия имеют в основном социальную историческую природу, они не могут быть неизменными. Те этапы, которые перечислены выше, отражают условия жизни детей в современном обществе. Их прохо-дят в той или иной форме все дети цивилизованных стран. Однако возрастные границы каждого этапа, время наступления критических периодов могут существенно варьироваться в зависимости от обы¬чаев, традиций воспитания детей, особенностей системы образова¬ния каждой страны. Те основные психологические черты, которые объединяют детей, находящихся на од-ном возрастном этапе психического развития, до известной степени определяют и более частные их психические осо¬бенности. Это позволяет говорить, например, о типичных для ре¬бенка раннего возраста, или дошкольника, или младшего школьни¬ка особенностях вни-мания, восприятия, мышления, воображения, чувств, волевого управления поведением. Однако такие особенности могут быть изменены, перестроены при изменении обучения детей. Психические качества не возникают сами собой, они формируются в ходе воспитания и обучения, опирающегося на деятельность ребен¬ка. Поэтому дать общую характеристику ребенка определенного воз¬раста невозможно, не учитывая условий его воспитания и обу-чения. Дети, находящиеся на разных этапах психического развития, разли¬чаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных пси¬хических качеств при известных условиях воспитания и обучения. Психологическая характеристика возраста состоит прежде всего в выявлении тех психических качеств, которые в этом возрасте можно и нужно выработать у ребенка, используя имеющиеся потребности, интересы и виды деятельности. Выяснившиеся возможности умственного развития ребенка побуж¬дают некоторых психологов, педагогов и родителей искусственно ускорять умственное развитие, стре-миться к усиленному формирова¬нию у ребенка таких видов мышления, которые более характерны для школьников. Например, делаются попытки научить детей решать мысли-тельные задачи путем отвлеченных словесных рассуждений. Однако такой путь неверен, так как он не учитывает особенностей дошкольного этапа психического развития ребенка с характерными для него интересами и видами деятельности. Не учитывает он и сензи-тивность дошкольников по отношению к обучающим воздействиям, направленным на развитие образного, а не отвлеченного мышления. Основная задача обучения на каждом возрастном этапе психического развития заключается не в ускорении этого развития, а в его обогаще¬нии, в максимальном использовании тех возможностей, которые дает именно этот этап. Выделение этапов психического развития основано на внешних ус¬ловиях и внутренних закономерностях самого этого развития и со¬ставляет психологическую возрастную периодизацию. §3. ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ И РАЗВИТИЕ Бытие общественных отношений отражается на личности, как из¬вестно, через присвое-ние человеком общественно значимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок. При этом и по¬требности, и мотивы каждой личности несут в себе общественно-исто¬рические ориентации той культуры, в которой развивается и действует данный человек. Это означает, что человеческое существо может под¬няться в своем развитии до уровня личности только в условиях соци¬ального окружения, через взаимодействие с этим окружением и при¬своение того духовного опыта, который накоплен человечеством. Чело¬век постепенно в процессе онтогенетического развития формирует свою собственную внутреннюю позицию через систему личностных смыслов. Система личностных смыслов. Психология выделила ряд условий, которые опреде-ляют основные закономерности психического разви¬тия личности. Исходным в каждой личности является уровень психи¬ческого развития; сюда можно отнести умственное раз-витие и способ¬ность к самостоятельному построению ценностных ориентации, к выбору линии поведения, позволяющей отстаивать эти ориентации. Индивидуальное бытие личности формируется через внутрен¬нюю позицию, становле-ние личностных смыслов, на основе чего человек строит свое мировоззрение, через со-держательную сторону самосознания. Система личностных смыслов каждого человека определяет инди¬видуальные варианты его ценностных ориентации. Человек с первых лет жизни усваивает и создает ценностные ориентации, которые фор¬мируют его жизненный опыт. Эти ценностные ориентации он проеци¬рует на свое будущее. Именно поэтому столь индивидуальны ценностно-ориентационные позиции людей. Современное общество поднялось на ту ступень развития, на кото¬рой осознается цен-ность личностного начала в человеке, высоко оце¬нивается всестороннее развитие лично-сти. А. Н. Леонтьев указывал, что личность - это особое качество, ко¬торое индивид приоб-ретает в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в кото-рые индивид вовлекается65. Удовлетворение человеком предметно-вещественных потреб-ностей приводит к низведению их лишь до уровня условий, а не внутренних источников развития личности: личность не может развиваться в рам¬ках потребностей, ее развитие предполагает смещение потребностей на созидание, которое не знает границ. Этот вывод имеет принципи¬альное значение. Психологи, разрабатывающие теорию личности, считают, что че¬ловек как личность представляет собой относительно устойчивую психологическую систему. Согласно Л. И. Божович, психологически зрелой личностью является человек, способный руководство-ваться сознательно поставленными целями, что определяет активный харак¬тер его пове-дения. Эта способность обусловлена развитием трех сто¬рон личности: рациональной, во-левой, эмоциональной66. Для целостной, гармоничной личности, несомненно, важна спо¬собность не только к сознательному самоуправлению, но и к форми¬рованию мотивирующих систем. Личность не может характеризовать¬ся развитием какой-либо одной стороны - рациональной, воле-вой или эмоциональной. Личность - это некая нерасторжимая целостность всех ее сторон. В. В. Давыдов правомерно указывал, что социально-психологи¬ческая зрелость лично-сти определяется не столько процессами орга¬нического роста, сколько реальным местом индивида в обществе. Он утверждает, что в современной возрастной психологии вопрос надо ставить следующим образом: «Как сформировать целостную челове¬ческую лич-ность, как помочь ей, по выражению Ф. М. Достоевского, «выделиться», как придать об-разовательно-воспитательному процес¬су наиболее точное, социально оправданное на-правление»67. Безусловно, этот процесс должен строиться таким образом, что¬бы каждый ребенок по-лучил шанс стать настоящей полноценной, всесторонне развитой личностью. Чтобы ребе-нок стал личностью, надо сформировать у него потребность быть личностью. Об этом пи-сал Э. В. Ильенков: «Хотите, чтобы человек стал личностью? То¬гда поставьте его с самого начала - с детства - в такие взаимоотно¬шения с другим человеком (со всеми другими людьми), внутри кото¬рых он не только мог бы, но и вынужден был бы стать личностью... Именно всестороннее, гармоничное (а не уродливо-однобокое) раз¬витие ка-ждого человека и является главным условием рождения личности, умеющей самостоятельно определять пути своей жизни, свое место в ней, свое дело, интересное и важное для всех, в том чис¬ле и для него самого»68. Всестороннее развитие личности не исключает бесконфликтности самой личности. Мотивация и сознание личности определяют особен¬ности ее развития на всех этапах онтогенеза, где неизбежно возникают единство и борьба противоположностей в самосознании личности и ее эмоционально-аффективных и рациональных проявлениях69. На современном этапе культурно-исторического развития общест¬ва в результате выде-ления особого «фактора места» в системе общест¬венных отношений по-особому опреде-ляется развитие детей дошколь¬ного возраста. Вся система дошкольного воспитания на-правлена на то, чтобы организовать эффективное «присвоение» ребенком духов¬ной куль-туры, созданной человечеством, сформировать у него полез¬ную для общества иерархию мотивов поведения, развить ее сознание и самосознание. Что касается личности ребенка, находящейся в процессе разви¬тия, то применительно к ней мы говорим лишь о формировании предпосылок, необходимых для достижения все-стороннего развития. Предпосылки на каждой ступени психического развития создают личностные образования, которые имеют непреходящее значение, определяющее даль-нейшее развитие личности. Нам представляется очевидным, что развитие человека идет в направлении совершенст¬вования личностных качеств, обеспечивающих возможность ус-пеш¬ного развития индивидуальности личности и одновременно в на¬правлении развития личностных качеств, обеспечивающих возмож¬ность существования личности как единицы общества, как члена коллектива. Стать человеком - значит научиться проявлять себя по отношению к другим людям, как подобает человеку. Когда мы говорим о «при¬своении» материальной и духовной культу-ры, созданной человечест¬вом, мы имеем в виду не только усвоение человеком умения правиль¬но употреблять предметы, созданные трудом людей, успешно общать¬ся с другими людьми, но и развитие его познавательной деятельности, сознания, самосознания и моти-вов поведения. Мы имеем в виду раз¬витие личности как активного, своеобразного, инди-видуального бы¬тия общественных отношений. При этом важно выявить позитивные дос-тижения и негативные образования, которые возникают на разных этапах онтогенеза, научиться управлять развитием личности ребенка, понимая закономерности этого развития. Развитие личности определяется не только врожденными особен¬ностями (если речь идет о здоровой психике), не только социальными условиями, но и внутренней позицией - складывающимся уже у мало¬го ребенка определенным отношением к миру людей, к миру вещей и к самому себе. Указанные предпосылки и условия психического разви¬тия глубинно взаимодействуют друг с другом, определяя внутреннюю позицию человека по отношению к себе самому и окружающим лю¬дям. Но это не значит, что, сложившись на данном уровне развития, эта позиция не поддается воздействию извне на следующих эта-пах формирования личности70. На первом этапе происходит стихийное, не направляемое самосоз¬нанием формирова-ние личности. Это период подготовки рождения сознающей себя личности, когда у ребенка появляются в явных фор¬мах полимотивированность и соподчиненность его действий. Начало развития личности обусловлено следующими событиями в жизни ре-бенка. В первую очередь он выделяет себя как персону (это происхо¬дит на протяжении всего раннего и дошкольного возраста), как носи¬теля определенного имени (имя собственное, местоимение «Я» и опре¬деленный физический облик). Психологически «Я-образ» формирует¬ся с эмоционального (положительного или отрицательного) отношения к людям и с изъявления своей воли («Я хочу», «Я сам»), которая выступает как конкретная потребность ребенка. Очень скоро начина¬ет проявляться притязание на признание (имеющее как позитивное направление, так и негативное). В то же время у ребенка формируется чувство половой принадлежности, что также определяет особенности развития личности. Далее, у ребенка возникает ощущение себя во времени, у него появляется психологическое прошлое, настоящее и будущее, он по-новому начинает относиться к самому себе - для него открывается перспектива его собственного развития. Важнейшее зна¬чение для формирования личности ребенка имеет понимание того, что человек среди людей должен иметь обязанности и права. Таким образом, самосознание представляет собой ценностные ориентации, образую-щие систему личностных смыслов, которые со¬ставляют индивидуальное бытие личности. Система личностных смы¬слов организуется в структуру самосознания, представляющую един¬ство развивающихся по определенным закономерностям звеньев. Структуру самосознания личности формируют идентификация с телом, именем собст-венным (ценностное отношение к телу и имени); самооценка, выраженная в контексте притязания на признание; пред¬ставление себя как представителя определенного пола (по-ловая иден¬тификация); представление себя в аспекте психологического времени (индиви-дуальное прошлое, настоящее и будущее); оценка себя в рам¬ках социального пространст-ва личности (права и обязанности в кон¬тексте конкретной культуры). Структурные звенья самосознания наполняются знаками, возник¬шими в процессе исторически обусловленной реальности существова¬ния человека. Системы знаков культуры, к которой принадлежит че¬ловек, являются условием его развития и «движения» внутри этой системы. Каждый человек по-своему присваивает значения и смыслы культурных знаков. Поэтому в сознании каждого человека представ¬лены объективно-субъективные реальности предметного мира, образ¬но-знаковых систем, природы, социального пространства. Именно эта индивидуализация значений и смыслов культурных знаков делает каждого человека неповторимым, уникальным индиви¬дом. Отсюда естественным образом вытека-ет необходимость присвое¬ния наибольшего объема культуры: парадоксальная представ-ленность общечеловеческого в индивиде - чем больший объем культурных еди¬ниц пред-ставлен в самосознании отдельного человека, тем больше индивидуальных трансформа-ций значений и смыслов социальных знаков, тем богаче индивидуальность человека. Конечно, здесь можно говорить лишь о возможной корреляции между объемом при-своения и индивидуализацией человека. Безуслов¬но, существует множество разнообраз-ных условий и предпосылок, со¬ставляющих возможность индивидуализации человека.
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

whatsApp2

Отзывы о нашем агентстве
Для работодателей - База резюме
Для соискателей - База вакансий
 
Google