Главная  |  Работа у нас  |  Авторизация  |  Карта сайта                   
Телефоны: +7(495)727-37-20, +7(495)650-78-75, +7(495)694-30-60
Подбор домашнего персонала
Няня для ребенка
Няня к грудничку
Няня медсестра
Няня-воспитатель
Логопед для ребенка
Гувернантка школьнику
Домработница в дом
Сиделка пожилому
Личный повар в семью
Семейная пара в дом
Личный и семейный водитель
 
 
Цена на услуги персонала
Сколько стоит няня?
Сколько стоит гувернантка?
Сколько стоит домработница?
Сколько стоит сиделка?
Сколько стоит повар?
Сколько стоит водитель?
Сколько стоит репетитор?
Сколько стоит логопед?
Сколько стоит семейная пара?
Часть 4
Природа была первым и единственным источником познания древ¬него человека. Все пространство образно-знаковых систем заполняют предметы и явления природы. Трудно перечислить все науки, которые направлены на постижение природы, потому что перво-начальные науки рождают дочерний, затем они вновь дифференцируются. Наука - важнейший элемент духовной культуры, высшая форма человеческих знаний. Наука стремится систематизировать факты, устанавливать закономерности развития мате-рии природы, класси¬фицировать природу. Особое значение для развития науки приобре-тают знаковые системы, специальный язык, который каждая наука строит по своим осно-ваниям. Язык науки, или тезаурус, представляет собой систему понятий, которые отража-ют основное видение предме¬та науки, господствующие в науке теории. Поэтому науку можно представить как систему понятий о явлениях и законах природы, а также человеческого бытия. Познание природы, начавшись с практической жизнедеятельности человека и перейдя в истории человечества на уровень производства орудий и других предметов, потребовало теоретического осмысления природы. Естествознание имеет две цели: 1) раскрыть сущности явле¬ний природы, познать их законы и предвидеть на их основе новые явления; 2) указать возможности использования на практике познан¬ных законов природы. Б. М. Кедров, отечественный философ, историк науки, писал: «По¬средством науки че-ловечество осуществляет свое господство над си¬лами природы, развивает материальное производство, преобразует общественные отношения»34. Тот факт, что наука долгое время осуществляла «господство» и «правильную эксплуа-тацию природы» и недостаточно ориентирова¬лась на глубинные законы естествознания - естественный ход разви¬тия сознания человека. Лишь в XX в. - веке бурного развития тех-ни¬ческого производства возникает и осознается новая проблема челове¬чества: рассматри-вать природу в контексте существования Земли во Вселенной35. Появляются новые науки, соединяющие природу и обще¬ство в единую систему36. Появляются надежды на предотвращение угрозы гибели всей человеческой общности и природы. В 70-е и 80-е годы многие ученые мира, объединившись, взывали к разуму человека. Так, А. Ньюмен писал: «Мы надеемся, что 80-е годы нашего века войдут в историю как десятилетие научного просвещения в сфере охраны окружающей среды, как время пробу-ждения глобаль¬ного экологического мышления и ясного осознания человеком роли своего места во Вселенной»37. Действительно, общественное сознание, являясь совокупностью социальной психологии людей, сегодня долж¬но включать в себя такие понятия, как «экологическое мышление», «экологическое сознание», на основе которых человек создает новую систему образов и знаков, позволяющих от познания и господства над силами природы перейти к познанию природы и ценностному отно¬шению к ней, к пониманию необходимости бережного отношения и воссоздания. Ученые мира уже в течение многих десятилетий призы¬вают человечество перейти к новой психологии и новому мышлению, направленному на спасение человеческой общности через поиск новой этики отношения к сущему вообще и к природе в частности. Благодаря наукам человек стал строить свои отношения с приро¬дой как субъект с объ-ектом. Он закрепил себя в качестве субъекта, а природу - в качестве объекта. Но для гар-моничного существования человека в природе необходимо не только уметь отчуждаться от нее, но и сохранить способность идентифицироваться с ней. Сохранение способности относиться к предметам природы как «значимому дру¬гому»38 имеет принципиальное зна-чение для развития человеческого духа. Человек, находясь один на один с природой, мо-жет испытывать особое чувство единения с ней. Конечно, человек не может освобо¬диться от культурного обретения достояния знаковых систем, но, идентифицируясь с природой через ее созерцание, через растворение в ней, он может воспринять ее в ореоле разнооб-разных смыслов («При¬рода- источник жизни», «Человек- часть природы», «Природа-источник поэзии» и др.). Отношение к природе как к объекту - осно¬вание к отчуждению от нее; отношение к природе как к субъекту - основание к идентификации с ней. Природная реальность существует и открывается человеку в кон¬тексте его сознания. Являясь изначальным условием существования человека, природа вместе с развитием его сознания принимает на себя многообразные функции, которые приписываются ей людь-ми. Очень важно для развития человеческой духовности не забывать о возможности прида-ния природе многообразия значений, которые складывались в истории культуры: от ее идеализации до демонизации; от позиции субъекта до позиции объекта, от образа до зна-чения. Анализируя образ и значение как основные компоненты искусства, известный языковед А. А. Потебня указывал на полисемантичность языка и ввел так называемую формулу поэтичности, где А - образ, X — значение. Формула поэтичности [А < X] утверждает неравенство числа образов множеству их возможных значений и возводит это неравенст¬во в специфику искусства39. Расширение значений природы в самосоз¬нании человека - основа его развития как природного и социального существования. Об этом нельзя забывать при организации условий воспитания и развития личности. 4. Реальность социального пространства. Социальным пространст¬вом следует на-звать всю материальную и духовную сторону человече¬ского бытия наряду с общением, человеческими деятельностями и системой прав и обязанностей. Сюда следовало бы отне-сти все реаль¬ности существования человека. Однако мы выделим и специально рассмот-рим самостоятельные реальности предметного мира, образно-знаковых систем и природы, что является вполне правомерным. Далее предметом нашего обсуждения будут такие реальности со¬циального пространст-ва, как общение, многообразие человеческих деятельностей, а также реальность обязанно-стей и прав человека в обществе. Общение - взаимные сношения людей. В отечественной психологии общение рассмат-ривается как один из видов деятельности. Человек погружен в социум, который обеспечивает его жизнедея¬тельность и развитие через общение с себе подобными. Это поддержа¬ние осуществляется за счет стабильности системы коммуникаций в общности и «стабильности системы личностных по форме су-щество¬вания, общественных по природе отношений или взаимоотношений, реализуемых в общении»40. Содержание отношений и взаимоотношений отражено прежде все¬го в языке, в языко-вом знаке. Языковой знак представляет собой орудие общения, средство познания и ядро личностного смысла для человека. В качестве орудия общения язык поддерживает равновесие в соци¬альных отношениях людей, реализуя социальные потребности по¬следних в овладении значимой для всех ин-формацией. В то же время язык является средством познания - обмениваясь словами, люди обмени-ваются значениями и смыслами. Значение - содержательная сторона языка41. Система сло-весных знаков, обра¬зующих язык, выступает в значениях, понятных носителям языка и соответствующих конкретному историческому моменту его развития. В логике, логической семантике и науке о языке в качестве синонима «значение» употребляется термин «смысл». Смысл служит для обозначения того мыслительного содержания, той информации, которая связывается с конкретным языковым выраже¬нием, являющимся собственным именем предмета. Имя - выражение языка, обозна¬чающее предмет (собственное имя) или множество предметов (общее имя). Понятие «смысл» помимо философии, логики и языкознания используется в психо¬логии в контексте обсуждения личностного смысла. Язык как ядро личностного смысла придает особую значимость образной и знако¬вой системам каждого отдельного человека. Имея множество значений и социально значимых смыслов, каждый знак несет для отдельного человека свой индивидуальный смысл, который образуется благодаря индивидуальному опыту вхождения в реаль¬ность социального пространства, благодаря сложным индивидуальным ассоциациям и индивидуальным интегративным связям, возникаю-щим в коре головного мозга. О соотношении значений и личностных смыслов в контексте деятельности человека и мо-тивов, ее побуждающих, писал еще А.Н. Леонтьев: «В отличие от значений лично¬стные смыслы... не имеют своего «на-диндивидуального», своего «не психологического» существования. Если внешняя чувственность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает их с реальностью самой его жизни в этом мире, с ее мотивами. Личностный смысл и создает пристраст¬ность человеческого сознания»42. Реальность социального пространства развивается в процессе ис¬торического движения человечества: язык знаков становится все более развернутой и все более разнообразно от-ражающей объективную реальность системой, определяющей существование человека. Языко¬вая система определяет характер общения людей, тот контекст, кото¬рый позволяет общающимся представителям одной языковой культу¬ры устанавливать значения и смыс-лы слов, фраз и понимать друг друга. Язык имеет свои особенности: 1) в индивидуально-психологичес¬ком существовании, выраженном в личностных смыслах; 2) в субъек¬тивной трудности передать состояния, чувства и мысли. Психологически, т.е. в системе сознания, значения существуют че¬рез общение и разно-образные деятельности в русле личностного смысла человека. Личностный смысл - это субъективное отношение человека к тому, что он выражает с помощью языковых знаков. «Во¬площение смысла в значениях - это глубоко интимный, психологиче¬ски содержатель-ный, отнюдь не автоматически и одномоментно про¬исходящий процесс»43. Именно личностные смыслы, трансформирующие знаки языка в индивидуальном соз-нании, представляют человека как уникального Носителя языка. Общение становится по-этому не только акцией коммуникации, не только деятельностью, сопряженной с другими видами деятельности, но и поэтической, творческой деятельностью, принося¬щей «радость общения» (Сент-Экзюпери) от восприятия человеком новых значений и смыслов, неведо-мых ему дотоле, из уст другого человека. В неформальном общении могут возникать моменты, когда чело¬веку трудно высказать то, что ему казалось вполне созревшим, имею¬щим определенные языковые значения. «Трудно подобрать слова» - обычно так называют состояние, когда сознание готово к оформле¬нию возникающих образов в слово, но в то же время человек испыты¬вает труд-ность реализации своих побуждений (вспомним у Федора Тютчева: «Я слово позабыл, что я хотел сказать, и мысль бесплотная в чертог теней вернется»). Бывает и такое состояние, когда подобран¬ные и произнесенные слова осознаются говорящим как «совсем не те». Вспомним стихотворение Федора Тютчева «Silentium!»44. ... Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, - Питайся ими - и молчи!.. Конечно, это стихотворение имеет свои значения и смыслы, но в расширенном толко-вании оно прекрасно подходит в качестве иллю¬страции обсуждаемой проблемы. Реальность социального пространства в сфере общения предстает перед отдельным че-ловеком через уникальный комплекс воплощений смыслов в индивидуальном сочетании значимых для него значений, которые представляют его в мире как, во-первых, особенно-го, отлич¬ного от других человека; во-вторых, как человека, подобного другим и тем са-мым способного понять (или приблизиться к пониманию) общекультурных смыслов и индивидуальных значений других людей. Реальность социального пространства осваивается также, когда че¬ловек в своем инди-видуальном развитии проходит через испытания раз¬ными видами деятельности. Особое значение обретают деятельности, через которые предстоит пройти человеку от рождения до взрослости. Деятельности, определяющие вхождение ребенка в человеческие ре¬альности. В процессе исторического развития человека из синкретиче¬ской деятельности по созданию простейших орудий и подражательно¬го воспроизведения по образцу выделились трудовая и учебная дея¬тельности. Этим видам деятельности сопутствовали игровые действия, которые, имея биологические предпосылки в физической активности развивающихся детенышей и молодых человекообразных предков и постепенно меняясь, стали представлять собой игровое воспроизведе¬ние отношений и символических орудийных действий. В индивидуальном онтогенезе современного человека общество представляет ему воз-можность пройти путь к взрослости и самоопре¬делению через исторически сложившиеся и принятые сегодня, как само собой разумеющиеся, так называемые ведущие виды дея-тельности. В онтогенезе для человека они предстают в следующей очередности. Игровая деятельность. В игровой деятельности (в развивающей ее части) происходят прежде всего поиск предметов - заместителей изо¬бражаемых предметов и символическое изображение предметных (ору¬дийных и соотносящихся) действий, демонстрирующих ха-рактер отно¬шений между людьми, и т.п. Игровая деятельность тренирует знаковую функ-цию: замещение знаками и знаковые действия; она возникает вслед за манипулированием и предметной деятельностью и становится усло¬вием, определяющим психическое разви-тие ребенка. Игровая деятель¬ность сегодня является предметом теоретического и практи-ческого ее постижения для организации условий развития ребенка до школы. Учебная деятельность. Предметом учебной деятельности явля¬ется сам человек, кото-рый стремится изменить себя. Когда первобыт¬ный человек стремился подражать своему соплеменнику, освоившему производство простого орудия, он учился производить такие же ору¬дия, как его более удачливый собрат. Учебная деятельность - это всегда делание, изменение самого себя. Но для того чтобы каждое новое поколение осуществляло ученье эф¬фективно, в соответствии с новыми дос-тижениями прогресса, потре¬бовалась специальная категория людей, передающая новому поколе¬нию средства обучения. Это - ученые, разрабатывающие теоретиче¬ские основы ме-тодов, содействующих обучению; методисты, эмпири¬чески проверяющие эффективность методов; учителя, задающие спо¬собы исполнения умственных и практических действий, способствую¬щих развитию учащихся. Учебная деятельность определяет потенциальные изменения, про¬исходящие в познава-тельной и личностной сфере человека. Трудовая деятельность возникла как целесообразная деятельность, благодаря которой происходило, происходит и будет происходить освоение природных и социальных сил для удовлетворения историче¬ски сложившихся потребностей отдельного человека и общества. Трудовая деятельность - определяющая сила общественного развития; труд - основная форма жизнедеятельности человеческого общества, исходное условие человеческого бы-тия. Именно благодаря созданию и сохранению орудий человечество выделилось из при-роды, сотворив рукотворный мир предметов - вторую природу человеческо¬го бытия. Труд стал основой всех сторон общественной жизни. Трудовая деятельность представляет собой сознательно осуществ¬ляемое воздействие орудием на предмет труда, в результате чего предмет труда преобразуется в результат труда. Трудовая деятельность изначально была связана с развивающимся сознанием человека, которое зарождалось и формировалось в труде, во взаимоотношениях людей по поводу орудий и предмета труда. В сознании человека строился некий образ результата труда и образ того, какими трудовыми действиями можно добиться этого результа¬та. Производст-во и употребление орудий труда составляет «специфи¬ческую характерную черту челове-ческого процесса труда...»45. Орудия труда представляют собой искусственные органы человека, через которые он воздействует на предмет труда. В то же время в форме и функциях орудий и предметов труда воплощены исторически выработанные обобщенные способы трудовых и предмет-ных дейст¬вий людей, выраженные в знаках языка. В современных условиях значительно возросла степень опосредо¬ванности взаимодей-ствия человека с предметом труда. В трудовую деятельность, во все ее параметры прони-кает наука: в процесс произ¬водства орудий труда и предметов потребления, а также в ор-ганиза¬ционную культуру труда. В организационной культуре труда проявляются система отноше¬ний и условия сущест-вования трудового коллектива, т.е. то, что суще¬ственно предопределяет успех функцио-нирования и выживания орга¬низации (команды) в долгосрочной перспективе.
 

whatsApp2

Отзывы о нашем агентстве
Для работодателей - База резюме
Для соискателей - База вакансий
 
Google