Главная  |  Работа у нас  |  Авторизация  |  Карта сайта                   
Телефоны: +7(495)727-37-20, +7(495)650-78-75, +7(495)694-30-60
Подбор домашнего персонала
Няня для ребенка
Няня к грудничку
Няня медсестра
Няня-воспитатель
Логопед для ребенка
Гувернантка школьнику
Домработница в дом
Сиделка пожилому
Личный повар в семью
Семейная пара в дом
Личный и семейный водитель
 
 
Цена на услуги персонала
Сколько стоит няня?
Сколько стоит гувернантка?
Сколько стоит домработница?
Сколько стоит сиделка?
Сколько стоит повар?
Сколько стоит водитель?
Сколько стоит репетитор?
Сколько стоит логопед?
Сколько стоит семейная пара?
Часть 3
Возмещение, ко¬торое нападающий должен был заплатить пострадавшему, было про-порционально не только материальному, но и моральному ущербу: рана (даже тяжелая), нанесенная острой частью меча, влечет за собой меньшую виру (штраф, возмещение), чем не столь опасные удары не¬обнаженным оружием или рукояткой меча, чашей на пиру или тыль¬ной стороной кулака. Как пишет Ю. М. Лотман: «Происходит фор¬мирование морали воинского сословия, и вырабатывается понятие чести. Рана, нанесенная острой (боевой) частью холодного оружия, болезненная, но не бесчестит. Более того, она даже почетна, посколь¬ку бьются только с равным. Не случайно в быту западноевропейского рыцарства посвящение, т.е. превращение «низшего» в «высшее», тре¬бовало реального, а впоследствие знакового удара мечом. Тот, кто признавался достойным раны (позже - знакового удара), одновремен¬но признавался и социально равным. Удар же необ-наженным мечом, рукояткой, палкой - вообще не оружием - бесчестит, поскольку так бьют раба»29. Вспомним, что наряду с физической расправой над участниками дворянского декабрь-ского движения 1825 г. (через повешение) многие дворяне претерпели испытание позор-ной символической (граждан¬ской) казнью, когда над их головами надламывался меч, по-сле чего их ссылали на каторгу и поселение. Н. Г. Чернышевский также перенес унизительный обряд граж¬данской казни 19 мая 1864 г., после чего был отправлен на каторгу в Кадаю. Оружие во всей многосторонности его использования как символа, включенного в систему мировоззрения определенной культуры, пока¬зывает, сколь сложна знаковая система культуры. Знаки-символы конкретной культуры имеют материальное выра¬жение в предметах, языке и т.д. Знаки всегда имеют соответствующее времени значение и служат средст-вом передачи глубинных культурных смыслов. Знаки-символы так же, как и икониче-ские знаки, составляют материю искусства. Классификация знаков на знаки-копии и знаки-символы достаточ¬но условна. Эти знаки во многих случаях обладают достаточно выра¬женной обратимостью. Так, знаки-копии могут обрести значение зна¬ка-символа - статуя Родины-матери в Волгограде, в Киеве, статуя Свободы в Нью-Йорке и др. Непросто определить специфику знаков в новой для нас, так назы¬ваемой виртуальной реальности, которая предполагает множество разнообразных «миров», представляющих собой по-новому транс¬формированные ею иконические знаки и новые символы. Условность знаков-копий и знаков-символов обнаруживает себя в контексте особых знаков, которые рассматриваются в науке как эталоны. Знаки-эталоны. В человеческой культуре существуют знаки-эталоны цвета, формы, музыкальных звуков, устной речи. Одни из этих знаков можно отнести условно к знакам-копиям (эталоны цвета, формы), другие - к знакам-символам (ноты, буквы). В то же время эти знаки подпадают под общее определение - эталоны. Эталоны имеют два значения: 1) образцовая мера, образцовый изме¬рительный прибор, служащие для воспроизведения, хранения и переда¬чи единиц каких-либо величин с наи-большей точностью (эталон мет¬ра, эталон килограмма); 2) мерило, стандарт, образец для сравнения. Особое место здесь занимают так называемые сенсорные эталоны. Сенсорные эталоны - это наглядные представления об основ¬ных образцах внешних свойств предметов. Созданы они в процессе познавательной и трудовой деятельности че-ловечества - постепенно люди вычленили и систематизировали разные свойства предмет-ного мира с практическими, а затем и научными целями. Выделяют сенсор¬ные эталоны цвета, формы, звуков и др. В человеческой речи эталоны - это фонема, т.е. образцы звуков, рассматриваемые как средство для различения значений слов и мор¬фем (части слова: корень, суффикс или при-ставка), от которых зави¬сит смысл произносимых и слышимых слов. Каждый язык имеет свой набор фонем, отличающихся друг от друга по определенным призна¬кам. Как и дру-гие сенсорные эталоны, фонемы выделялись в языке постепенно, через мучительные по-иски средств их эталонизации. Сегодня мы можем наблюдать большую дифференциацию уже дос¬таточно освоенных человечеством эталонов. Мир знаковых систем все более и более дифференцирует при-родные и созданные человечеством (исторические) реальности. Особое значение имеет слово, способное одновременно использо¬вать несколько чувст-венных модальностей в художественном произ¬ведении или описании. Романисту, отсы-лающему читателя к цвету и звуку, к запахам и прикосновениям, обычно удается достичь большей выразительности в описании сюжета целого произведения или от¬дельного эпи-зода. Неязыковые знаки не существуют сами по себе, они входят в кон¬текст языковых зна-ков. Все виды знаков, сложившиеся в истории культу¬ры человечества, создают весьма сложную реальность образно-знаковых систем, которая для человека является вездесу-щей и всепроникающей. Именно она заполняет пространство культуры, становясь ее мате¬риальной основой, ее достоянием и одновременно условием развития психики индивидуального человека. Зна-ки становятся особыми ору¬диями психической деятельности, которые преобразуют пси-хические функции человека и определяют развитие его личности. Л. С. Выготский писал: «Изобретение и употребление знаков в ка¬честве вспомогатель-ных средств при разрешении какой-либо психоло¬гической задачи, стоящей перед челове-ком (запомнить, сравнить что-либо, сообщить, выбрать и пр.), с психологической стороны представ¬ляет в одном пункте аналогию с изобретением и употреблением ору¬дий»30. Знак изначально приобретает инструментальную функцию, его называют орудием («Язык - орудие мышления»). Однако не следует при этом стирать глубочайшее различие между предметом-орудием и знаком-орудием. Л. С. Выготский предлагал схему, изображающую отношение меж¬ду употреблением знаков и употреблением орудий: Опосредствующая деятельность Употребление Употребление орудий знаков На схеме оба вида приспособления представлены как расходящие¬ся линии опосредст-вующей деятельности. Глубинное содержание этой схемы - в принципиальном различии знака и орудия-предмета. «Существеннейшим отличием знака от орудия и основой реально¬го расхождения обеих линий является различная направленность того и другого. Орудие имеет своим назначением служить проводником воздействий человека на объект его деятельности, оно направлено вовне, оно должно вызвать те или иные изменения в объекте, оно - есть средство внешней деятельности человека, направленной на поко¬рение природы. Знак ... есть средство психологического воздействия на поведение - чужое или свое, средство внутренней деятельности, направленной на овладение самим человеком; знак направлен внутрь. Обе деятельности столь различны, что и природа применяемых средств не может быть одной и той же в обоих случаях»31. Применение знака знаменует выход за пределы органической активности, сущест¬вующей для каждой психической функции. Знаки как специфические вспомогательные средства вводят чело¬века в особую реаль-ность, определяющую перевоплощение психиче¬ской операции и расширяющую систему активности психической фун¬кции, которые благодаря языку становятся высшими. Пространство знаковой культуры превращает не только слова, но и идеи, чувства в знаки, отражающие достижения развития человече¬ства и трансформирующие значения и смыслы в исторической протя¬женности человеческой культуры. Знак, «ничего не изменяя в самом объекте психологической операции» (Л. С. Выготский), в то же время определяет изменение объекта психологической операции в самосоз¬нании человека - не только язык - орудие человека, но и человек - орудие языка. В истории человеческой культуры, человеческого духа происходит непрерывное укоренение предметного, природного и со-циального мира в контексте реальности образно-знаковых систем. Реальность образно-знаковых систем, определяя пространство чело¬веческой культуры и выступая средой обитания человека, дает ему, с одной стороны, средства психического воздействия на других людей, с другой - средства преобразования собственной психики. В свою оче¬редь, личность, отражающая условия развития и бытия в реальности образно-знаковых систем становится способной создавать и вводить новые виды знаков. Так осу-ществляется поступательное движение чело¬вечества. Реальность образно-знаковых систем выступает как условие психического развития и бытия человека на всех его возрастных этапах. 3. Природная реальность. Природная реальность во всех своих ипо¬стасях в сознании человека входит в реальность предметного мира и в реальность образно-знаковых систем культуры. Мы знаем, что человек вышел из природы и в той мере, в какой он может восстановить свой исторический путь, он в «поте лица» добывал себе пищу из плодов природы, созда-вал орудия из материи при¬роды и, воздействуя на природу, создавал новый мир вещей, доселе не существующий на Земле, - рукотворный мир. Природная реальность для человека всегда была условием и ис¬точником его жизни и жизнедеятельности. Человек ввел саму природу и ее элементы в содержание реальности созданной им образно-знако¬вой системы и сформировал отношение к ней как к источнику жизни, условию развития, познания и поэзии. Природа представлена в сознании обыденного человека как нечто неизменно живое, воспроизводящее и дарующее - как источник жизни. В ежегодных циклах растения прино-сили плоды, семена, коренья, а жи¬вотные давали приплод, реки - рыбу. Природа давала материалы для жилища, одежды; ее недра, реки и солнце- материю для тепловой энергии. Человек упражнял свой интеллект на том, чтобы все больше, все эффективнее, с его точки зрения, брать и брать у природы. В результате развития огромной человеческой цивилизации при¬родные условия суще-ствования человека претерпевают кардинальные изменения. Несколько десятков лет эко-логи серьезно предупреждают: возникла проблема нарушения экологического равновесия на нашей планете. Эти нарушения, накапливаясь исподволь, незаметно, как следствие, казалось бы, экономически оправданных хозяйственных акций человека, в ближайшем будущем грозят катастрофой. Напря¬жение экологического кризиса возрастает также из-за увеличения численности людей. По оценкам ООН, к 2025 г. в мире будет насчи¬тываться 93 города с населением более 5 млн. человек (в 1985 г.- 34 города с населением свыше 5 млн. человек). Такие поселения опреде¬ляют особые условия формирования человека - оторванный от есте¬ственной природы, он явно урбанизируется, его отношение к природе становится все более отчужденным. Эта отчужденность содействует тому, что человек постоянно «наращивает» свое воздействие на при¬роду, преследует, казалось бы, оправды-вающие цели: получение пи¬щи, природного сырья, работы, которая дает средства к суще-ствова¬нию. Из-за несоответствия растущей численности людей и плодородия земли уже сегодня многомиллионное население огромных территорий хронически голодает. По данным ЮНЕСКО, голодают дети многих стран. В мире половина детей в возрасте до шести лет недоедает. От сильной или частичной нехватки в рационе протеина прежде всего страдают дети трех континентов: Латинской Америки, Африки и Азии. Результатом голодания становится повышенная детская смерт¬ность. Кроме того, про-теиновый голод приводит детей к так называе¬мому общему маразму, который выражается в полной апатии и не¬подвижности ребенка, потере контакта с внешним миром. Смок - составная часть атмосферы больших городов - приводит к развитию анемии, ле-гочным заболеваниям. Аварии на атомных электростанциях приводят к нарушению функции щитовидной железы. Урбанизация приводит к сверхсильным нагрузкам на психику человека. Нарушая экологические законы, определяющие устойчивое функ¬ционирование всех звеньев биосферы, человек отчуждается от необхо¬димости учитывать эти законы и обере-гать природу. В результате - сознательно или бессознательно - проблема сохранения био-сферы переходит в категорию второстепенных. При всей разумности в отношении к теоретическому пониманию бытия человек реаль-но потребляет природу с эгоизмом ребенка. В истории человечества понятие «Земля» приобретало много зна¬чений и смыслов. Земля - планета, вращающаяся вокруг Солнца, Земля - наш мир, земной шар, на кото-ром мы живем, стихия среди других стихий (огонь, воздух, вода, земля). Тело человека именуется Землей (пра¬хом)32. Землей называется страна, занимаемое народом пространст-во, государство. Понятие «земля» идентифицируется с понятием «приро¬да». Природа - естество, все вещественное, вселенная, все мироздание, все зримое, подлежащее пяти чув-ствам, но более наш мир, Земля. В отношении с природой человек ставит себя на особое место. Обратимся к значениям и смыслам реальности природы, отражен¬ной в знаковой систе-ме человека. Это позволит нам приблизиться к пониманию отношения человека к приро-де. Человек в процессе исторического развития в своем отношении к природе постепенно переходил от приспособления к ней через прида¬ние ей антропоморфных свойств к обла-данию ею, что выражено в из¬вестном знаковом образе «Человек — царь природы». Царь всегда вер¬ховный правитель земли, народа или государства. Царь земной. В функции царя входит правление, быть царем - управлять царством. Но царь и подчиняет окружающих своему влиянию, своей воле, пове¬лению. Царь обладает неограниченной самодержавной формой правле¬ния, он владычествует над всеми. Развитие образно-знаковой системы в отношении человека к са¬мому себе постепенно ставило его во главе всего сущего. Примером может служить Библия. На последний, шестой день творения своего Бытия сотворил Бог человека по обра¬зу Своему и подобию Своему и предоставил человеку право владычествовать над всеми: «...и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею Землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по Земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте Землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею Землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по Земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей Земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющей семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям зеленым, и всем щам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по Земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травяную в пишу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма»33. Человеку предписано владычествовать. В структуре знаковых сис¬тем, образующих значения и смыслы владычествования, представлены Бог, Царь и человек вообще. Эта связь очень прочно представлена в поговорках. Царь небесный (Бог). Царь земной (монарх, правящий страной). Царь земной под Царем небесным ходит (под Богом). У царя царствующий (у Бога) много царей. Царь от Бога пристав. Без Бога свет не стоит - без царя земля не правится. Где царь, тут и правда. Книги царств, книги Ветхого завета, бытопись царей и народа Божьего - настольные книги просвещенных христиан. В России по¬шло второе тысячелетие, как образы Библии властвуют над самосоз¬нанием человека - ведь вся русская культура вышла из христианст-ва, так же как у других народов мира свои предтечи. Сама природа в сложившихся знаковых системах выражена обра¬зами трех царств: жи-вотных - растений - ископаемых. Но царь над всей природой - Человек. Во всех знаковых системах, отражающих понятия «царствовать», «царить», человек отвел себе весьма зна-чи¬тельное место, назвавшись «Homo sapiens», «Царь природы». Но сло¬во «царствовать» означает не только владычествовать, но и править, управлять своим царством. Обыденное сознание человека подхватило прежде всего значение, которое не возлагает ответственно-сти за бытие природы. Человек по отношению к природе стал источником агрес¬сии: он развил в себе три принципа отношения к природе: «взять», «пренебречь», «забыть», кото-рые демонстрируют собой полное отчу¬ждение от природы.
 

whatsApp2

Отзывы о нашем агентстве
Для работодателей - База резюме
Для соискателей - База вакансий
 
Google